Новости Томской епархии

Высокий русский иконостас как достояние Церкви

Поделиться в соц.сетях

В последнее воскресенье июля прихожане Богородице-Алексиевского монастыря и другие православные томичи собрались в Трехсвятительском храме обители на третью встречу курса интерактивных лекций «Исихазм и русская художественная культура».

Беседы, инициатором проведения и ведущим которых стал иеромонах Амвросий (Кузнецов), начались с 17 июля – дня памяти святого иконописца Андрея Рублева и приурочены к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

Очередная встреча была посвящена теме «Формирование Высокого русского иконостаса». Предваряя беседу, отец Амвросий заметил, что практическая задача курса – «разобраться в том, что является духовной основой в древнерусском иконописном искусстве», и понять, как молитвенный опыт отражается в иконописных образах. Тем самым помочь заинтересованному человеку с помощью православной иконы совершать новые шаги по пути «умного делания», составляющего основу исихастской традиции.

– На предыдущих двух занятиях, - напомнил священник, - мы успели разобрать основные положения исихазма: как эта практика помогает человеку в деле спасения, коснулись истории возникновения и направлений развития исихазма. Затем поговорили о таком явлении как «Богословие иконы». Две важнейшие категории этого направления богословской мысли ‒ Образ и Свет. Икона возникла, прежде всего, как вещественное подтверждение христианского Откровения о Богоявлении – пришествии в мир Христа – воплотившегося Образа Небесного Отца. Помимо этого, на иконах изображаются святые и мир Божий – преображенный, Светоносный духовный мир, каким его в идеале задумал Бог.

Лекцию о Высоком русском иконостасе сопровождала презентация с многочисленными фотографиями иконостасов православных храмов. Речь шла о становлении и развитии православного иконостаса, от Византии до современности, стилевых и других особенностях «собраний икон» как древних храмов Руси, так и томских церквей. Касаясь церковных росписей, участники встречи поддержали ведущего в том, что при новой росписи художникам стоит соразмерять изображения с иконостасами, которые призваны оставаться смысловыми центрами храмов.

 Некоторые размышления отца Амвросия звучали особенно актуально.

– Русский высокий иконостас, - отметил священник, - как это ни парадоксально, является особым выражением именно национальной художественной культуры. Такого иконостаса, как в России, - в столь развернутом, величественном виде и многообразии не знает не только христианский Запад, но и христианский Восток. И в Палестине, и в Византии иконостасы более скромны, чем у нас, в северных русских землях. Это – наше отечественное достояние.

Слушатели узнали о стилистических особенностях иконостасов разных храмов России – Успенского собора Московского Кремля, Исакиевского собора в Санкт-Петербурге, самого западного в стране Казанского храма Божией Матери в поселке Янтарный Калининградской области и многих других.

Особенное внимание лектор уделил иконостасам томского монастыря: Трехсвятительский храм оформлен в Византийском стиле, а алтарная преграда главного Казанского храма, по мнению отца Амвросия, который служит в обители уже более двадцати лет, «являет собой буквально манифестацию исихастской традиции». Выражается это в соблюдении традиционной структуры иконостаса и особенно – в выборе отдельных икон.

– Храм – монастырский, а монахи по своему призванию должны заниматься молитвой, – подчеркнул батюшка. – Иконы напрямую  обращают нас именно к молитвенной, исихастской, духовной практике.

Так, на столбцах по сторонам Царских врат, где обычно изображают святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, мучеников, в храме мужской обители изображены отцы корпуса «Добротолюбия»: святители Григорий Палама, Исихий Иерусалимский, преподобные Исаак Сирин, Иоанн Лествичник. А на иконах – древние святые преподобные Антоний и Пахомий Великие, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Обсуждение проходило в живом общении: слушатели задавали вопросы и высказывали свои мнения. При этом было очевидно, что тема лекции очень близка отцу Амвросию и, как выяснилось, имеет многолетнюю предысторию.

– В период возрождения церковной жизни мне пришлось служить более чем на двадцати приходах, и в большинстве из них надо было сооружать иконостасы, – поделился батюшка. – Только в Томске участвовал в воплощении семи – и эскизы для них, и частично сами иконостасы мастерил. А еще в Калининграде, Твери, на Чукотке, в Магадане, на Колыме. Эта тема длится для меня более сорока лет – с детства, и я могу до бесконечности что-то вспоминать.

В этом году отец Амвросий окончил Томскую духовную семинарию, посвятив квалификационную работу духовному осмыслению церковного искусства. Ее тема – «Исихастская традиции русской средневековой иконописи в работах отечественных исследователей второй половины ХХ века».

А ранее с участниками молодежных встреч в монастыре священник провел курс «История иконописи». Изменив формат и объединив его содержание с учетом исихастской проблематики, отец Амвросий нашел возможность познакомить с древнерусской художественной культурой более широкую аудиторию.

В курсе лекций «Исихазм и русская художественная культура» примут участие и другие томские специалисты в области иконописи. На одном из занятий опытом создания икон с прихожанами уже поделился иконописец Николай Трофимов, который за последнее десятилетие обогатил монастырский храм множеством иконописных образов «древнерусского извода». Ближайшая встреча планируется с участием искусствоведа Ирины Евтихиевой с лекцией о Сибирской иконе.

В течение предстоящих воскресных бесед томичи смогут глубже узнать об истории формирования и изучения русского религиозного искусства и его важнейших представителях, а также об отечественных и зарубежных центрах русской иконописи.

Встречи начинаются в 15.30 в Трехсвятительском храме.

Ирина Киселева

Фотогалерея