Сохранившиеся документы не приводят точных размеров иконы Николая Чудотворца. Но, судя по размеру литографии П.М. Кошарова, образ был больше предыдущих. В среднике изображение святого со Священным писанием в руках, вокруг двенадцать клейм со сценами жития Николая Чудотворца. Литография отражает серебряный с позолотой, чеканный с гравировкой оклад иконы. Резной венец с митрой Святителя украшены драгоценными камнями. Между клеймами проложены традиционные валики с насечками и узорами, напоминающие балясинки. Каждый валик заканчивается квадратом с рельефным цветком, соприкасающимся со средником.
По преданию, изложенному у протоиерея Сулоцкого, и в «Томских Епархиальных Ведомостях» за разные годы 19 в., икона явилась 7 июля 1702 г. в деревне Крестинино в доме вдовы, по фамилии Прокопьева. В этом доме лежал, окружённый родными, смертельно больной Григорий Рожнёв. Ожидали его скорой кончины, но вдруг больной приподнялся и начал громко разговаривать, будто отвечая на чьи-то вопросы. Наконец, он громко воскликнул: «Господи! Всё это сотворю, помилуй меня!». После этого Григорий пришёл в себя и к изумлению собравшихся сообщил, что он совсем здоров. Ещё более все изумлялись тому, откуда взялся на божничке в переднем углу образ святого Николая Чудотворца. На другой день Григорий рассказывал своему духовнику, что увидел в доме и на улице множество отвратительных чудовищ, которые с яростью набрасывались на него.
Он взмолился Господу Богу о помощи, и вдруг в комнате стало необыкновенно светло и бесы все исчезли. Григорий увидел на воздухе икону Николая Чудотворца, сияющую, как солнце, а за иконой шёл старец в архиерейском облачении с жезлом и копьём в руке. Невидимой рукой икона была поставлена на божницу и перед ней загорелась свеча. Старец положил больному на сердце свой жезл, и тот стал здоров. Старец грозно вопрошал: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве?». И тут Григорий вспомнил и рассказал старцу, что действительно соблазнялся чужими деньгами, думая, что богатым собирать деньги помогают бесы и хорошо бы, поэтому подружиться с ними, почитать их. На что старец воскликнул: «Оказали ли тебе бесы какую помощь в твоей бедности и твоей болезни. Если бы я не поспешил тебе на помощь, то они погубили бы тебя душевно и телесно. Да знаешь ли кто я?». Григорий не знал. «Я архиепископ Николай, Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах, икона же, на которой изображён лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего Ильи Крестинина, но вместе со мной вышла оттуда потому, что там ей оставаться мерзко… Образ мой, который ты видел вошедшим в дом пусть будет отнесён с подобающей честью в деревню Семилужную, и пусть поставят его в молитвенном доме Вознесения Господня… А ты, иди в Томск и без боязни говори всем, что они прогневали Господа, ходят путём беззаконий и мирских похотей». На другое утро Григорию опять было видение: Николай Чудотворец сказал, что он и благодать его отходят от дома Ильи Крестинина, жителя этого села. Вскоре у того сгорел дом, умер и сам хозяин. Крестьяне перенесли образ Николая Чудотворца в деревню Семилужную, а Григорий по обетованию рассказал жителям Томска о слышанном. На месте Вознесенской часовни в Семилужном на р. Каменке жители села поставили церковь Николая Чудотворца, сначала деревянную, а позже в конце 18, начале 19 века, каменную.
Для отвращения гнева Господнего от Томска, воевода, священники и горожане в том же 1702 году общим советом решили принести из Семилужного в Томск икону для молитвы перед ней. На месте первой встречи крестного хода с иконой и томских жителей был поставлен крест с изображением Николая Чудотворца и подробным описанием явления Святителя. Крест был расписан изографом Иаковом Лосевым по заказу томского воеводы Георгия Петрово-Солового и его сына Лаврентия. В 19 веке крест хранился как реликвия в Кафедральном соборе и в Казанском храме Богородице-Алексеевского монастыря. Последнее местонахождение креста, до 1930 года, в новом Свято-Троицком соборе Томска.
С 1702 года вошло в обычай ежегодно приносить икону Николая Чудотворца в церковь Вознесения Господня на приходском кладбище 8 мая, а утром 9 мая вносить в сам город в Никольскую церковь. Затем в 18 веке образ ставили в Алексеевском монастыре, а в 19 веке – начале 20 – в Кафедральном соборе.
В старинных книгах и церковных газетах описываются многие чудеса и исцеления, совершившиеся по молитве перед святым образом Николая Чудотворца. Сообщается, что получившие помощь давали обет, и каждый год ходили встречать в Томске и провожать в Семилужное Чудотворную икону. В 1930 года, власти запретили проведение Крестных ходов. Тогда же бесследно исчезла икона святителя Николая.