Сказание об иконе Одигитрии Богородской написано неизвестным автором. Рукопись сообщает, что на левом берегу Оби было место, заселённое татарами, где издревле слышался колокольный звон. Вскоре после заселения Томска, братья Сваровские и Илларион Байгулов купили это место с колокольным звоном. Они поселились там и устроили небольшую часовенку на древесном пне, где поместили печатный образ Божией Матери в киоте. Постепенно вокруг образовался посёлок, где всё чаще и чаще стали слышать колокольный звон. Наконец, в 1702 г. жители посёлка послали доверенного по имени Дмитрий в Тобольск к известному иконописцу отцу Василию с просьбой написать образ Пресвятой Богородицы Одигитрии-Путеводительницы. Однако найти хорошего иконописца в Томске они не смогли. Тогда было принято решение направить в Тобольск насельника Димитрия и там заказать икону. Было это в 1702 году. Прибыв в духовную столицу Сибири, Димитрий особым Божиим изволением и молитвами Царицы Небесной, разыскал искусного в иконописании священника церкви Воскресения Христова отца Василия и обратился с нему с просьбой о написании святого образа. Благочестивый и благоговейный священник с усердием принялся за порученное дело. Когда работа была завершена, иерей Василий пригласил Димитрия и вручил ему новонаписанную икону. «Сказание о Богородский иконе Божией Матери» передает трогательный диалог иконописца с Димитрием. «Добре написал еси, о честный иерею и дивный изографе, образ моея Владычицы Пресвятыя Богородицы Марии! Та за благия труды твоя воздаст тебе Своим милосердием многое, еже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыде». Он же с радостными слезами, взяв на руки своя образ Богородичен, отдаде его Димитрию, рек: «Се, ты по желанию твоему даде Владычице видети святой образ! Прими его и неси честно Честнейшую херувим на Самой Ею любимое место». Ко образу же богородичну рече со слезами: «Иди, иди, Владычице, яко в Горняя к Елисавети со тщанием, носящи во утробе Превечнаго, посетити неплодную и родити хотящую изволением в Тебе Носимаго. Како бо тамо утешила еси Твоим пришествием пророка носящую, тако и ныне, о Владычице, во Твоем сем святом образе утеши Тебе желающих и ждущих Твоего, Царице, пришествия. Спасай на Тя уповающих и не остави к Тебе прибегающих, но соблюдай и спасай Твоим заступлением, о милостивая ангелом и человеком Владычице!»
Икону Одигитрии Богородской чтили по всей Томской губернии. Ежегодно 21 мая святой образ приносили в Томск. Ежегодно, 19 мая, начиная с 1709 г., крестным ходом выносили святую икону Одигитрии из села Богородского, и с остановками в сёлах Киреевском, Нелюбине, Лаврове, Нижне-Сеченове, Губине, в Одигитриевском храме села Зоркальцева, приносили к 21 мая в Томск. Старики помнят, каким праздником для верующих был крестный ход. Все от мала до велика, выходили встречать икону Путеводительницы, с хлебом-солью присоединялись к ходу, некоторые шли до самого Томска.
Со временем маршрут крестного хода расширился. Во второй половине 19 века, до крестного хода в Томск, Богородская Одигитрия совершала путешествие по Уртамскому, Вороновскому и Кожевниковскому приходам. Затем икона ненадолго возвращалась в Богородское, а оттуда прибывала в Киреевское. Хотелось бы привести яркое описание встречи Богородской иконы в селе Киреевском, присланное в 1893 г. в «Томские Епархиалные Ведомости» священником Иоанном Косминым. «3 мая в 8 часов утра из церкви села Богородского, при колокольном звоне, вынесли святую икону при крестном ходе по направлению к перевозу, где ожидал уже паром, убранный берёзками. По отслужении молебна, икона поставлена была в походный киот и вынесена на паром. В это время на пароме хор мальчиков и девочек из Киреевского училища запел «Заступнице усердная». Народ, стоящий на берегу, молился с коленопреклонением, до тех пор пока, наконец, по выходе на другой берег, шествие из 600 человек не скрылось в лесной чаще. На 25-верстном расстоянии до села Киреевского находится две деревни, в каждой из них икону встречали с хлебом-солью и служили общие молебны. Было 4 часа вечера, когда подносили икону к селу Киреевскому. Из местной церкви на встречу иконе вышел крестный ход при большом стечении народа. На месте встречи был поставлен стол, кругом уставленный ельником. Старичок вышел вперёд с хлебом-солью приветствовать Богоматерь. Затем икона была вынута из киота и поставлено на стол. Началось торжественное пение молебна, по окончании которого священник села Богородского благословлял иконою, а местный священник окроплял святою водою народ. Шествие двинулось по улице, убранной с обеих сторон ельником, икону несли по улице два священника, а певчие пели пасхальный канон. Село и церковь приняли праздничный вид; везде были поставлены ёлки, на домах и около церкви развивались флаги. Было отслужено всенощное бдение Пресвятой Богородице. До восхода солнца народ стал стекаться в церковь, литургия началась в 7 часов утра. Молебны по домам, торжественно и с певчими, длились около часа. В селе Киреевском более 200 дворов, пришлось служить всю ночь. Принимали икону как богатые, так и бедные и приносили на приклад – полотенца, скатерти, шали и т.п. Во время пребывания иконы в селе никто не отлучался на работы, все праздновали, ходили массою за иконою. Хоровое пение при молебнах, наконец, перешло в общее: народ пел в домах и на улице. Поистине то было народно-религиозное торжество! Но особенно торжественны были молебны ночью: при свете множества свеч, убогие избы превращались во что-то чарующее, казалось, не икона только, а сама Владычица мира, чистая, кроткая присутствует с нами и молится за нас, вливая надежду, что молитвы наши будут услышаны: хотелось молиться и, чтоб эти минуты длились без конца! 10 мая в 3 часа утра при большом стечении народа, по отслужении молебна с акафистом святая икона унесена обратно в село Богородское».
Размеренное течение народной и церковной жизни в нашей стране было нарушено после революционных потрясений 1917 года. Безбожная власть, подвергая поруганию многие святыни, не обошла вниманием и Богородскую икону. С нее был снят драгоценный оклад, украшавший икону более 60 лет. Но святыня оставалась в храме, утешая и укрепляя верующих в непростое время. Но Господу было угодно, чтобы святой образ Его Пречистой Матери разделил судьбу нашего многострадального народа. В 1937 году храм был закрыт. Многие церковные иконы были уничтожены, некоторые спасены прихожанами и укрыты по домам. Следы чудотворной иконы теряются на многие десятилетия. Многие были уверены в том, что она безвозвратно утрачена. В 2009 году икона была обнаружена среди икон Троицкой церкви г. Томска, куда она была передана благочестивыми христианами. Долгое время икона находилась под инородным окладом, почему не сразу была опознана.
9 августа 2009 года в 13 часов 45 минут раздались мерные удары большого колокола Троицкой церкви города Томска. Они возвестили о празднике второго обретения чудотворной Богородской иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия». Со всех сторон к храму тянулись люди разного возраста и положения, образования и профессии. Их всех объединяла одна радостная весть, в последние дни передававшаяся из уст в уста – древнаяя чудотворная икона «Одигитрии» из села Богородского, ранее считавшаяся безвозвратно утраченной, вновь обретена. Многие были уверены в том, что Сама Царица Небесная в год 175-летия Томской епархии вновь даровала Свой образ православному сибирскому народу.