Исполнилось 10 лет со дня кончины томского священника иерея Александра Маслича
Поделиться в соц.сетях
10 лет назад, 29 ноября 2012 г., на 55-м году жизни скоропостижно скончался штатный священник Петропавловского собора г. Томска иерей Александр Маслич.
Александр Алексеевич Маслич родился в 1958 г. в г. Рубцовске Алтайского края в семье рабочих. После окончания средней школы получил среднее специальное образование. Работал энергетиком в строительном управлении. В 1982 г. вступил в брак, в котором родились пятеро детей. В 1990-х годах пришел к Богу и начал посещать храм, неся послушание чтеца и пономаря.
В 1997 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем). Исполнял послушание настоятеля храма Архангела Михаила с. Усть-Калманка, затем настоятеля храма святителя Николая с. Кытманово Алтайского края.
В 1998 г. иерей Александр перешел на служение в Томскую епархию, где с 1998 по 2006 гг. служил настоятелем храма Покрова Божией Матери с. Петухово, а затем штатным священником Петропавловского собора г. Томска.
Иерей Александр стал первый настоятелем после долгого периода запустения Покровского храма. С 1933 г. церковь бездействовала. В 1934 г. запретили колокольный звон и вскоре церковь отдали под совхозный склад.
1980 г. здание церкви было поставлено на учет как памятник истории и культуры. Возрождение церковной общины и храма Покрова Божией Матери в селе Петухово началось в 1998 году.
Один из сыновей иерея Александра Маслича, настоятель прихода храма святителя Феодосия Черниговского г. Томска, иерей Евгений Маслич, рассказывает, какие труды были положены для того, чтобы в храм вернулась богослужебная жизнь.
– Усилиями Свято-Троицкого прихода и лично его настоятеля церковь отремонтировали и подготовили к освящению. Была восстановлена колокольня храма, вставлены окна и двери, покрыты оцинкованным железом купола и крыша. Снаружи храм выкрасили в яркий синий цвет, а стены изнутри – голубым. Замечательно само расположение церкви: она стоит на горе, на лесной опушке, и её видно на многие километры.
Для ризницы отец Николай Яськов передал уникальные образцы старинной богослужебной утвари и несколько дореволюционных икон разных размеров. Правда, металлические ризы и киоты большинства икон нуждались в ремонте и реставрации.
Первые годы богослужения совершались без иконостаса. Хотя некое подобие его всё же было – перегородка из плотной портьерной ткани с двумя старинными иконами размером 120 на 70 сантиметров.
Общими трудами во славу Божию
– Для нашей семьи стало большим событием назначение отца в 1999 году настоятелем нового прихода в селе Петухово. Тогда в храме заканчивали ремонт и предполагали завершить его к Покрову, чтобы в праздник освятить церковь. Но чуть-чуть не успели. Было решено назначить освящение и первую Божественную литургию на воскресный день 24 октября. Отец Николай Яськов, настоятель Свято-Троицкого прихода, на попечении которого находился тогда петуховский храм, пригласил совершить чин освящения и Литургию владыку Ростислава. Заканчивался первый год служения преосвященного на томской кафедре, и храм Покрова Пресвятой Богородицы должен был стать первым, освящённым владыкой на Томской земле. А для нашей семьи этот день мог стать важным событием ещё и потому, что на приход назначали отца. Назначали по ходатайству отца Николая, который многие годы принимал самое живое участие в судьбе папы. В те годы отец Александр служил в Троицком храме. Наша большая семья (о. Александр и его супруга матушка Людмила воспитали 5 детей, – ред.) проживала в доме на территории церкви. Я был школьником, заканчивал одиннадцатый класс и готовился к поступлению в Томскую семинарию.
Храм в Петухове возрождался на наших глазах, а был построен, как известно, в 1894 году. Усилиями Свято-Троицкого прихода и лично его настоятеля церковь отремонтировали и подготовили к освящению. Была восстановлена колокольня храма, вставлены окна и двери, покрыты оцинкованным железом купола и крыша. Снаружи храм выкрасили в яркий синий цвет, а стены изнутри – голубым. Замечательно само расположение церкви: она стоит на горе, на лесной опушке, и её видно на многие километры.
Особенно живописно храм выглядел зимой на фоне ярко-белого снега и темно-зелёных кедров, растущих неподалёку…
Для ризницы отец Николай Яськов передал уникальные образцы старинной богослужебной утвари и несколько дореволюционных икон разных размеров. Правда, металлические ризы и киоты большинства икон нуждались в ремонте и реставрации. Элементарный ремонт мы с отцом делали сами. Если было что-то сложное, требующее квалификации, оставляли как есть. В последние дни перед освящением батюшка Николай приезжал в Петухово чуть ли не каждый день. Контролировал, как идёт работа, во всё вникал, давал последние указания. Прихожанам Свято-Троицкого храма было заранее объявлено о том, что в праздник Покрова в селе Петухово состоятся торжественное освящение возрождённого храма и Литургия архиерейским чином. Для желающих принять участие в богослужении предоставлялись два «Пазика».
После праздника начались будни
Рано утром 24 октября два полных автобуса отправились от Троицкого храма. В них ехали не только молящиеся, но и праздничный хор, иподьяконы, пономари. Час в пути – и вот уже все в храме. Селян собралось немного. В алтарь меня не пустили: сказали, что места и так мало. За службой я наблюдал со стороны хора, который разместился с левой стороны, около бокового входа. Отец волновался, хотя виду старался не подавать. Прибыл владыка Ростислав. Богослужение началось с освящения храма. Как позже мне объяснили, совершался чин великого освящения. Далее – Божественная литургия под прекрасное пение хора под управлением Лилии Жбановой. В заключение звучали слова взаимных праздничных приветствий и поздравлений от отца Николая и владыки. Очень вдохновенным было слово Преосвященного, который говорил о заступничестве Матери Божией за всех, любящих Её. Уверен, что многие из тех, кто молился тогда с нами под сводами скромного сельского храма, пережили поистине праздник!
Отцу благословили служить в храме в воскресные и праздничные дни. В будни он продолжал служить в Свято-Троицком храме. Уезжая в село, как правило, брал с собой в помощники супругу – матушку Людмилу, меня и брата Алексея. Мама пела на клиросе, мы с братом пономарили и помогали по хозяйству. Служить на сельском приходе отец любил и всегда «выкладывался». Нам с братом тоже нравились еженедельные поездки в Петухово за возможность удрать из тесной городской квартиры...
Приходские радости и трудности
Постепенно в церкви складывался приход. Появились прихожане и помощники из сельчан. Первыми откликнулись Геннадий Сергеевич и Любовь Ильинична Кругловы, Владимир Зиновьевич и Галина Ивановна Каплюки, Александр Александрович Фокин, Людмила Юрьевна Астафьева, Андрей Иванович Поликанов, Любовь Илларионовна Кириллова и некоторые другие. Любовь Ильинична Круглова, пенсионерка, в прошлом – педагог Петуховской школы, на многие годы стала главным помощником отца Александра, взяв на себя нелёгкое бремя старосты сельского храма. Её муж Геннадий Сергеевич, до пенсии директор местной школы, взял на себя работы по хозяйственной части. Галина Ивановна Каплюк, тоже пенсионерка и в прошлом школьный учитель, с энтузиазмом взялась помогать на клиросе. Это были первые радости приходской жизни.
Не заставили себя ждать и первые испытания. Главное из них пришло с первыми серьёзными холодами. Дело в том, что в те годы храм ещё не имел водяного отопления. А меж тем, он старый и стоит высоко на горе, стены уже и без того плохо держат тепло, а тут ещё сильные ветра делают своё дело – выдувают то, что удалось нагреть за ночь. Помнится, нагревать храм начинали после обеда или вечером в субботу с помощью домашних масляных радиаторов советского образца. Отец с матерью обычно после обеда уже были в Петухово. Причтовый дом тогда ещё только строился, поэтому они останавливались на ночлег в маленьком подсобном помещении под колокольней. Сразу включали радиаторы в храме. Их было десять – двенадцать штук, но проку от них было мало: если на улице стоял мороз минус двадцать, то в храме за всю ночь в лучшем случае нагревалось до ноля. Поэтому в зимний период отец почти всегда служил в шерстяных перчатках, у которых отрезал напальчники. Порой вода в корце замерзала. Продолжалось это испытание холодом, если не ошибаюсь, две зимы. К третьей зиме отец Николай Яськов помог сделать паровое отопление. Печку сложили в небольшом подсобном помещении под колокольней, а дымовую трубу вывели через окошко. С этой печкой в храме стало значительно комфортнее. Тогда же сложили большую печь в причтовом доме рядом с храмом. С тех пор, приезжая на выходные в Петухово, мы останавливались уже в нём. В наше отсутствие за домом и храмом присматривал добрый сосед Александр Александрович Фокин. Он жил в доме прямо напротив храма. В зимний период хлопот у него становилось немного больше: нужно было отапливать храм.
Как мы мастерили иконостас
Первые годы богослужения совершались без иконостаса. Хотя некое подобие его всё же было – перегородка из плотной портьерной ткани с двумя старинными иконами размером 120 на 70 сантиметров. Но отца это не устраивало. В начале лета 2003 года он обратился к батюшке Николаю с просьбой помочь с установкой иконостаса. Отец Николай подумал и благословил выдать из запасников Троицкого храма несколько старых икон, дьяконские двери и кучу каких-то неопределённых элементов от старинного иконостаса. «Но столяров, - сказал, - у нас нет, решайте сами». Папа и решил, что справимся.
Наступил июль. Я тогда заканчивал третий курс семинарии, благополучно сдал сессию, и у меня начались каникулы. До 19 августа, праздника Преображения Господня, оставались месяц и одна неделя: за это время надо было изготовить иконостас. В первый же день каникул мы с отцом закупили в строительном магазине необходимые материалы, инструмент, крепёж, краску, фурнитуру и поехали на электричке в Петухово. Больше месяца с раннего утра до позднего вечера мы строгали, шкурили, красили, крутили, и вот, наконец, к Преображению иконостас был готов. Последнюю неделю перед праздником мне приходилось ездить на работу из семинарии, так как каникулы к тому времени уже закончились. В семинарии мне шли навстречу – отпускали. Своей работой мы с отцом были довольны и, как выяснилось чуть позднее, не только мы, но и прихожане.
Царствие Небесное приснопоминаемому иерею Александру и вечная память!