Поделиться в соц.сетях
Вечером Святого Великого Четверга в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Ростислав возглавил утреню Великой Пятницы. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство храма.
Это особое, единственное в году, как все службы Великого поста, богослужение совершается в четверг вечером. Оно посвящено воспоминаниям о последних часах земной жизни, страданиях и крестной смерти Спасителя и именуется Последованием Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Иначе его еще называют Чтением 12-ти Евангелий.
В продолжение богослужения читаются отрывки из всех Евангелий, которые начинаются прощальной беседой Господа с учениками на Тайной Вечери и заканчиваются положением Тела Спасителя во гроб.
В древнем Иерусалиме, шествуя последним путем Господа, верующие читали Страстные Евангелия на тех местах, где был Сам Христос. Но и сегодня, по прошествии более чем двух тысячелетий, Святая Церковь дает нам возможность прожить каждый час вместе с Господом Иисусом Христом и глубоко прочувствовать то величайшее унижение, скорбь, физические мучения, которые пережил Сын Божий во искупление грехов человеческих.
Все богослужение с чтением Евангельских повествований сопровождало благолепное пение хора Томской духовной семинарии под управлением Никиты Панкратьева, а также проникновенное пение духовенства храма.
Длившееся почти три с половиной часа богослужение совершалось пред Распятием, установленным у алтаря в центре Богоявленского придела. По церковной традиции, верующие держали в руках горящие свечи, что в полумраке, постепенно сгущавшемся с приближением ночи, создавало глубоко печальную атмосферу. Слова Священного Писания, песнопения, молитвы словно переносили собравшихся в страшную ночь Распятия. Они звучали в абсолютной тишине, что усиливало драматизм событий.
Чтение Священного Писания предварялось благовонным каждением вокруг аналоя с Евангелием и сопровождалось пением «Слава страстем Твоим, Господи!». После чтения хор прославлял Спасителя благодарением: «Слава долготерпению Твоему, Господи!».
Неоднократно совершалось и каждение всего храма. Как и при совершении других богослужений, оно выражает изливающуюся на весь человеческий род Божественную любовь и благодать Святого Духа, освящающего молящихся.
Началось чтение с Евангелия от Иоанна.
- Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга… Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин. 13:34, 14:15), - зачитывал митрополит Ростислав на церковнославянском языке главы Евангелия.
Следующие повествования продолжали читать священники собора, и вновь Священный текст оглашал архипастырь.
Верующие услышали о молитве Господа за учеников, предательстве Иуды, взятии Христа под стражу, суде первосвященников и Пилата, отречении Петра, мучениях и распятии Сына Божия. Тексты Нового Завета обращали внутренний взор православных к чудесным знамениям, сопровождавшим смерть Спасителя, к Его молитве за врагов, раскаянию благоразумного разбойника.
Неоднократно Священное Писание и песнопения возвращали всех к драматическим событиям, связанным с предательством и удавлением Иуды.
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает», - пелось в тропаре Великого Четверга.
Он заканчивается словами: «Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
Негодование по поводу вероломства Иуды, беззакония иудейских правителей и духовной слепоты простонародья выражалось в антифонах. В них передавались и страдания Спасителя, так много сделавшего для Своего народа, который объявил его преступником и предал на позорную казнь.
Особые славословия посвящались Богородице и Ее Материнским страданиям, пережитым у Креста.
«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин. 19:26-27), - описывало Евангелие отношения Господа к Матери и апостолу Иоанну. Эти слова звучали как завещание всем христианам заботиться о своих родителях.
«Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем», - поклонялись молящиеся Царице Небесной.
Наряду с тяжелыми переживаниями, которые вызывали пронзительные Евангельские повествования и весь ход богослужения, оно предвозвещало пасхальную радость о Воскресении Христовом, дающем надежду на общее воскресение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
«Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе», - возглашается в другом песнопении богослужения.
В ожидании великого праздника – Светлого Христова Воскресения Церковь продолжает переживать с Господом последние предвоскресные дни. О богослужениях Великой Пятницы напомнил прихожанам глава Томской митрополии по окончании утрени Великого Пятка.
Некоторые участники богослужения, покидая храм, уносили с собой «четверговый огонь» - лампады с огоньками, зажженными от свечей, горевших во время чтения Страстных Евангелий.
Долгий трезвон с колокольни кафедрального собора напомнил томичам о приближении Праздника Праздников – Пасхи Христовой.
Фото: Станислав Мезенцев