Поделиться в соц.сетях
9 января, в третий день празднования Рождества Христова, когда Церковь совершает память апостола первомученика и архидиакона Стефана митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничную Божественную литургию в Свято-Троицкой церкви г. Томска. Старинная икона с частицей мощей этого святого — одна из главных святынь Троицкого храма.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), клирик Петропавловского собора митрофорный протоиерей Богдан Бида, настоятель Свято-Троицкой церкви протоиерей Святослав Зулин и духовенство храма: протоиерей Александр Атаманов, иерей Максим Темняков, иерей Сергий Шитиков и иерей Владимир Смирнов, диакон Владимир Колыхаев.
Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков, клирик Петропавловского собора.
Литургию сопровождало богодухновенное пение хора под руководством регента Валентины Трехновой.
В завершении богослужения митрополит Ростислав поздравил духовенство и прихожан с праздником Рождества Христова и с днём памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана. Архипастырь рассказал о большом почитании этого угодника Божия в Троице-Сергиевой лавре:
- Тот, кто бывал в Троице-Сергиевой лавре и посещал Серапионову палату, не мог не обратить внимание на нетленную десницу — правую руку —первомученика архидиакона Стефана. Там изготовлено как бы надгробье с образом святого. На груди у него крестообразно сложены руки, но вместо одной нарисованной руки вложена подлинная его десница, которой не коснулось тление несмотря на то, что минуло уже два тысячелетия с тех пор, как святой пострадал за Господа. Его десница была привезена в Троице-Сергиеву лавру в XVIII веке и преподана как величайшая святыня для Русской Церкви Патриархом Иерусалимским вместе с другой значимой святыней — частью живоносного гроба Христа Спасителя. Поэтому святой первомученик архидиакон Стефан особенно почитаем в Лавре. И не только в день его памяти, но и каждую пятницу, когда в Троицком соборе совершается молебен Пресвятой Богродице (в память о Её явлении преподобному Сергию Радонежскому в ночь с пятницы на субботу), посредине Троицкого собора рядом с иконой Явление Богоматери преподобному Сергию, устанавливают ещё и образ первомученика и архидиакона Стефана с частицей его святых мощей.
Его Высокопреосвященство поведал о том, что частица мощей первомученика и архидиакона Стефана, уделённая ещё во время служения в Троице-Сергиевой лавре, сопровождала его в архипастырском служении сначала на крайнем северо-востоке нашего Отечества, а потом и в Томске. Здесь у владыки сложилась традиция служить в Свято-Троицкой церкви в третий день праздника Рождества Христова. Вспоминая об этом, глава Томской епархии сказал:
- И каждый раз, когда я приезжал разделить радость Рождества Христова с прихожанами Троицкой церкви, то поздравлял ещё и с памятью первомученика и архидиакона Стефана. Посчитав, что та святыня, которая у меня келейно хранилась, не должна оставаться доступной только мне, но должна быть доступна и другим, я передал её сюда, в Свято-Троицкую церковь. Хотя большую часть года эта старинная икона с частицей мощей находится в алтаре, но в день памяти первомученика Стефана она всегда износится для общего поклонения и поэтому именно в этот третий день по Рождестве Христовом мы имеем возможность не просто почтить этого величайшего святого, но и получить благословение от его мощей.
Митрополит Ростислав рассказал о проповедническом и мученическом подвиге архидиакона Стефана, который подробно описан в новозаветной книге «Деяния святых апостолов». Стефан был одним из 70-ти апостолов. Церковь именует его «первомучеником» потому, что он был первым, кто пострадал за имя Христово в новозаветные, Евангельские времена. Побиваемый камнями врагами Христовыми, святой Стефан был преисполнен любви Божией, той любови, которая по слову апостола Павла «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...» (1Кор.13:4-7). Первомученик Стефан, имея в сердце своём Бога, а значит полноту любви, молился за своих мучителей, как и Господь Иисус Христос на Кресте молился за тех, кто Его распинал: «Господи не вмени им этого греха, ибо не ведают что творят!» Таким образом Стефан предал свою непорочную душу Господу и через свои страдания засвидетельствовал глубину своей веры с одной стороны, а с другой стороны соразделил страдания Христа Спасителя. Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет, что преимущество нас, христиан, не только в том, что Господь дал нам великий бесценный дар — веровать в Него, но и страдать за Него, становясь причастниками страданий Христовых. Говоря об этом Его Высокопреосвященство отметил:
- Молитвами первомученика и архидиакона Стефана Господь укрепляет нас в вере, даёт нам такую же стойкость, такую же любовь. Нам значительно проще любить наших недоброжелателей, потому что кто бы как плохо к нам ни относился, но камней в нас не бросает, а если и бросает, то цели забить до смерти этими камнями у них нет. Поэтому надо стараться из нашей жизни изгонять любую злобу, как преподобный Антоний Великий советовал всем реагировать на наших обидчиков, которые нас утесняют или делают нам что-то неприятное: в душе своей мы должны их благодарить потому, что Господь их послал нам как врачей, которые иногда болезненными методами, но отсекают наши страсти и пороки, врачуют наши самости, гордыню, какие-то другие греховные привязанности. И вот преподобный Антоний говорит, что когда тебе кто-то досаждает, ты внутри скажи: «Благодарю тебя брат мой (или сестра моя), потому что ты — врач мой!»...
В завершении проповеди владыка сказал, что Господь пришёл в этот мир облекшись человеческой природой, а значит, Бог непреступный стал близок каждому из нас. Он теперь настолько близок, что Церковь посчитала своим долгом в канун Рождества Христова обязательно воспевать песнопение «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами Бог!», — отрывок из ветхозаветной книги пророка Исайи, где он пророчествует о пришествии в мир Спасителя. Слова «С нами Бог!» в этом песнопении повторяются многократно, подчёркивая, что праздник Рождества Христова — праздник близости к нам Господа! Нам остаётся лишь благодарить Господа и самим не удаляться от Него, потому что если Господь от кого-то и оказывается далёким, то не потому, что Он Сам удаляется, а потому что мы от Него удаляемся. Подобно тому, как источник износит из недр земли живительную влагу — воду, и каждый может почерпать настолько, насколько велик сосуд, с которым он приходит. Апостол Павел по этому поводу упрекал коринфских христиан говоря: «Как тесно в сердцах ваших». Он призывал их (а вместе и нас, всех христиан во все времена!) расширить сердца свои. А как их расширить? Митрополит Ростислав разъяснил:
- Прежде всего необходимо выбросить из своих сердец весь тот хлам, который мешает вместить Бога — всё греховное, суетное и расширить сердца теми добродетелями, которые позволяют благоукрасить этот чертог, уже освобождённый от греха. Тогда он станет готовым и способным принять Господа. В день Рождества Христова Господь нам даёт шанс принять Его. Он приходит к нам и говорит: «Вот Я пришёл, могу ли Я у вас возобитать?». Он так пришёл в Вифлеем, но там сказали, что места нет, вон, загон для скота, можешь там быть. А мы то ведь точно также иногда поступаем. К нам Господь приходит, а у нас места нет... В лучшем случае отдаём Господу какие-то задворки нашей жизни. Но тогда мы не должны удивляться тому, что как-то не ощущается благословение Божие в нашей жизни. Знайте, когда Церковь нам говорит, что мы призваны вести духовную жизнь — поститься, молиться, благотворить, — это совсем не обременение, не какая-то повинность, что вот, вроде нам это не нужно, но мы обязаны... Нет! Это нам даётся шанс, возможность быть с Богом. Хочешь быть счастливым — вот, пожалуйста, есть средства достижения счастья. Да и само слово счастье — это соучастие, часть с кем-то, с Богом прежде всего!, — подчеркнул архипастырь, пожелав всем неоскудевающей духовной радости и крепости веры, молитвами первомученика и архидиакона Стефана.
Фото: Александр Демьянчук