«Слово стало Плотию»: православные христиане молитвенно встретили Рождество Христово
Поделиться в соц.сетях
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. За богослужением пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под руководством Никиты Панкратьева.
Рождество Христово является великим двунадесятым Господским праздником, установленным в воспоминание событий, связанных с Боговоплощением. В первые века христианства праздник был объединен с днем Богоявления и отмечался 19 января, вместе с Крещением Господним. В отдельный праздник Рождество Христово было выделено в IV веке.
Согласно отцам Церкви, праздник Рождества Христова является величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для всех прочих праздников.
К Рождеству Христову Церковь готовила верующих сорокадневным постом, многократным пением рождественской катавасии и предпразднественных стихир, празднованием Недели святых праотец – ветхозаветных праведников, ждавших Мессию, но не дождавшихся Его при своей жизни, и Недели святых отец – святых сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также подготовительным периодом с чтением канона предпразднства Рождества Христова.
Читая святоотеческую литературу, боголюбивая душа учится у святых на их примере – как исполнить волю Божию, как поступить в той или иной жизненной ситуации, как подготовиться к тому или иному великому празднику, в том числе – к Рождеству Христову.
Как и многие другие святые, святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает христиан принести в дар Богомладенцу Христу свою добродетельную жизнь:
«...Слово стало Плотию!.. Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми; чтобы от тления возвести к нетлению, от земли – на небо, от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божьих, от смерти – к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей.
О безмерное благоутробие Божье! О неизреченная премудрость Божья! О чудо, ужасающее ум не только человеческий, но и ангельский!
Воздадим славу Богу! С пришествием на землю Сына Божия во плоти, по принесении Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий, вместо проклятия, которое изречено было в начале Богом, людям верующим даруется благословение Отца Небесного, они получают усыновление и обетование вечного наследия жизни; сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец Небесный через таинство возрождения, т. е. через Крещение и Покаяние. Люди избавляются от мучительнейшей смертоносной державы дьявола, от терзаний греха и всяких страстей; человеческое существо обожается ради безмерного милосердия Сына Божия, и ему седмижды семьдесят раз отпускаются грехи; грешники – помилованы, нечистые – очищаются, оскверненные – освящаются, немощные – исцеляются; обесчещенным даруется безмерная честь и слава, омраченные просвещены Божественным светом благодати и разума, уму человеческому дан разум Божий – "мы имеем ум Христов", говорит св. апостол Павел, человеческому сердцу – сердце Христово; тленное – обессмертствовано, нагое и израненное грехом и страстями – украшено Божественною славою, голодное и жаждущее – насыщено и утолено питающим и укрепляющим душу Словом Божьим и Пречистым Телом и Божественной Кровью Христовой; безутешные – утешены, насильствованные от дьавола – избавлены и избавляются.
Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесенной нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца.
Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу».
По традиции во время богослужения Его Высокопреосвященство зачитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Первосвятитель призывает верующих принять любовь Божию и «ответить на нее своими поступками – жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности».
Также во время праздничного богослужения верующие услышали Рождественское послание главы Томской митрополии, митрополита Томского и Асиновского Ростислава. Его Высокопреосвященство напомнил богомольцам, что мир и любовь, которые принес людям Родившийся в Вифлееме Богомладенец, найдут место в сердце каждого тогда, «когда мы будем благоговейно хранить верность Матери-Церкви, сберегать свои святыни, активно участвовать в церковной жизни, и вносить, таким образом, свой вклад в восстановление и укрепление духовных основ нашего Отечества».
В завершение праздничного богослужения глава Томской митрополии поздравил собравшихся с великим праздником Рождества Христова и преподал всем архипастырское благословение.
Справка:
Катавасия – песнопение, которое поется на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поется по мелодико-ритмической модели ирмоса. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии.
Название происходит от византийской практики спускаться певчим с обоих клиросов и сходиться в центре храма для совместного пения катавасии.
Стихира – молитвенные песнопения, обычно привязанные к отдельным стихам из какого-либо Псалма (отсюда название). В стихирах богословски осмысляется тема ожидаемого, или уже наступившего, церковного праздника.
Фото: Анатолий Налетов