Новости Томской епархии

«Здесь удивительная земля!»

Поделиться в соц.сетях

Около полутора лет выпускник Томской духовной семинарии иерей Алексий Головин служит на приходах Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Турецкой Республике.

До приезда в город Анталью священник 9 лет окормлял приход на острове Самуи в королевстве Таиланд. Сегодня в ведении иерея Алексия — четыре прихода в городах Анталье, Мармарисе, Демре (Мирах Ликийских) и Фетхие.

О православной миссии в древних святых местах, где проповедовали первые христианские апостолы, и жизни православных верующих клирик Томской епархии рассказал по телефону нашему корреспонденту.

- Отец Алексей, Вы поддерживаете связь с Томском?

- Иногда переписываемся с моими однокурсниками — отцом Дионисием Мелентьевым, отцом Сергием Беляевым, но это — скорее деловая переписка. К сожалению, «вживую» давно не общался. Сокурсники разъехались, у всех свои приходы, у многих большие семьи — забот хватает.

- Приходы, которые Вы окормляете, далеко друг от друга?

- От Антальи до Мармариса нужно ехать 5 часов, до Демре и Фетхие — по 2,5 часа.

- Все они — в приспособленных помещениях?

- В Анталье мы снимаем третий этаж офисного помещения. Переоборудовали его под храм, трапезную, кухню. Еще у нас есть воскресная школа. Для нее, киноклуба и театра этажом ниже будем снимать дополнительное помещение. Там хотим сделать сцену для детских праздничных постановок. Есть у нас люди, которые этим занимаются. Детей стало настолько много, что хочется создать им более комфортные условия. Сейчас в воскресной школе занимаются 35 детей от 6 до 15 лет.

В Мармарисе мы арендуем небольшое помещение, там приход порядка 30 человек. В Мирах Ликийских турецкие власти разрешают раз в месяц совершать Литургию в базилике Успения Пресвятой Богородицы VIII века. В народе она именуется базиликой святителя Николая. Под этой базиликой находились еще две базилики, они разрушены землетрясениями. В одной из них, IV века, служил и был похоронен святитель Николай. С началом туристического сезона на богослужении там будет собираться человек 500. Бывает, по 12 автобусов туда приезжают.

Четвертый приход у нас в Фетхие. Там мы сняли два помещения и 14 марта совершили первое богослужение. В Фетхие человек 40 постоянных прихожан. А в Анталье по воскресеньям собираются 80-90 человек. Весь же приход — наверное, человек 600-700.

- Так много православных? Замечательно! И кто они?

— Русские, украинцы, белорусы, молдаване, румыны, турки.

- Чем эти люди занимаются?

- Многие из них — жены мужей-турок. Другие работают в разных сферах: у кого-то — туристическая компания, кто-то на другой работе.

- А средний возраст прихожан?

- 30-40 лет.

- В Таиланде у Вас был большой приход. Как расставались с паствой?

- Много человек из моей паствы уехали со мной на одном самолете — алтарник, певчие, прихожане. Это было летом 2022 года, когда я приехал в Россию и ждал направление в Турцию. Специфика Таиланда — в том, что часть прихода — это или туристы, или люди, которые приезжают туда жить на зиму или в другой сезон, а потом возвращаются в Россию. Не так много тех, кто живет в Таиланде постоянно. В Турции ситуация совсем другая, здесь проще получить вид на жительство. Женщины, которые выходят замуж за турок, получают турецкое гражданство. Среди много таких прихожанок.

- Выходя замуж, они не принимают ислам?

- Нет, остаются христианками, приходят в храм.

- Так Вы привезли в Анталью певчих и алтарника?

- Нет, они остались в России. Я приехал на новый приход. Он был небольшой. А сейчас стал очень большим. У нас разные виды деятельности — социальная, информационная, недавно стали книги на русский язык с турецкого переводить. Сайт я сделал большой «Православие в Турции». Полностью заполняю его информацией. Веду также Телеграм-канал «ВИЗАНТИЯlife». Еще мы открыли паломничество из России и любой точки мира в Византию — в Каппадокию, Миры Ликийские, Эфес, Константинополь. Здесь удивительная земля! У нас храм на третьем этаже офиса, а в мое окно видно старый морской порт. Буквально за две минуты можно спуститься вниз на то место, куда прибыли когда-то святые апостолы Павел и Варфоломей. Именно сюда они приплыли для дальнейшей проповеди.

- В каких древних местах Вы служите! Радостно, что там так много православных верующих…

- Да, и паства пополняется. Многие прихожане по причине раскола с Константинопольским патриархатом* уходят из его храмов и больше туда не возвращаются.

- Видимо, им приходится как-то «перестраиваться», ведь в храмах Русской Церкви свои особенности?

- В константинопольском храме, который от нас в шестистах метрах, служат и русские священники, в том числе один из недавно лишенных сана. Из-за него тоже ушло несколько семей. Люди же понимают, что там раскольники.

- Сколько сейчас в Турции священников Московского Патриархата?

- Четыре. Каждый из нас окормляет несколько приходов или общин. У отца Георгия — десять общин.

- Вместе вы служите?

- Да, в Мирах Ликийских служим, особенно летом. Сам я обязательно служу там раз в месяц. Этот храм — в зоне моей ответственности. Летом на Литургию собирается столько прихожан и паломников, что один я даже поисповедовать не успеваю. Представляете, если 500 человек приезжает в Демре — Миры Ликийские! Еще мы собираемся вместе в Каппадокии на Иоанна Русского. Он же в плену был в Каппадокии. Мы служим в том храме, где он молился и где на лестнице, по преданию, священник передал ему Причастие в яблоке. Либо мы молимся в подземных конюшнях, где жил святой Иоанн. На том месте, где он спал, очень удобно служить. Это — такая выдолбленная ниша, более-менее ровная. Там мы совершаем Литургию. Там даже сохранились выемки под кольца, за которые привязывали лошадей.

- Соборно служите в дни памяти святых?

- Да, в Каппадокии — несколько раз в году, на Иоанна Русского. В Мирах Ликийских часто собираемся и в Эфесе, на память святых отцов II Вселенского Собора. Совершаем Литургию и на могиле апостола Иоанна Богослова.

- Древние святыни охраняются?

- Да, но в Каппадокии есть много мест, которые не охраняются. Там столько храмов! По самым скромным подсчетам, тысяча пещерных храмов! Но сейчас многие святые места государство восстанавливает просто на высшем уровне, ведь это -огромное исторические наследие. Это — памятники античной культуры, Византии, османской культуры, которая тоже очень интересна.

- Пребывание в исламской республике как-то отражается на Вашей жизни?

- Турция — не исламская республика, это — светское государство с преобладающим, по Конституции, исламом. Все храмы здесь стоят без креста. Снаружи крест запрещен, внутри — пожалуйста. В облачении ходить по городу нельзя, только на территории храма. Есть такие ограничения.

- На каком языке Вы общаетесь с местными жителями?

- Здесь очень многие на русском говорят, в том числе и турки. Уже выучил кое-что по-турецки.

О семье и помощи ближним

- Отец Алексей, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Матушка Мария — регент, также на ней — социальная деятельность. Мы познакомились в Санкт-Петербурге, где я учился в духовной академии. Нашей старшей дочери Софии 12 лет, средняя Нина, ей 6 лет, младшей Лии 3 годика. Соня сейчас — на домашнем образовании, к ней приходят учителя, в том числе из числа наших прихожан. Они занимаются с ней по всем предметам, по программе российской школы. Аттестацию можно проходить в частных российских школах. Их в Анталье две.

- Живете рядом с морем — наверное, почти круглый год можно купаться?

- Вот паломничать можно круглый год, а купаться нет. Я не купаюсь, мне это неинтересно. И плавать не умею. Когда живешь на море, оно и не нужно. Мы любим то, чего здесь не хватает: готовы часами гулять по лесу, улицам Москвы, Санкт-Петербурга, наслаждаться культурой России… А море… ну, вот оно море…

- В России бываете?

- Очень редко, потому что некогда. Я уже давно не был в отпуске: несколько приходов — мне просто не уехать.

- А по снегу скучаете?

- Безумно скучаем! Говорят, в России в этом году очень красивая зима. Мы безумно скучаем по снегу! В Турции тоже есть снег: северный регион снежный, но выехать туда очень тяжело.

- Вы сказали о социальной работе. В чем она заключается?

- На приходе в Анталье мы запускаем новый проект «Помоги мне». За основу взята концепция социального отдела Патриархии — взаимопомощь между общинами и оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Здесь очень часто русские пожилые люди остаются одни, за ними нужен уход, сиделки. Будем организовывать дежурства у таких больных. У нас уже был опыт организации дежурства в госпитале у онкобольной. Женщины круглосуточно бесплатно дежурили у нее — мыли, кормили, ухаживали, стараясь не оставлять без присмотра. Одной украинке приход полностью оплатил похороны. В Турции же хоронят без гробов, оборачивают в ткань — и в землю. Мы оплатили гроб и крест. Выезжали на кладбище, проводили субботник.

- И у прихожан есть желание помогать ближним?

- Да, есть. Были какие-то эпизодические вещи, а скоро все будет на постоянной основе. Потом в Турции же было страшное землетрясение, людей много погибло (в феврале 2023 года, — авт.). Одна наша русская прихожанка на 2-3 недели ездила волонтером в Антакью (эпицентр землятресения, — авт.), оказывала первую медпомощь. Мы целую машину загрузили всем необходимым для организации волонтеров, в которой она была.

- А кто проводит паломнические экскурсии?

- У нас есть гиды, которых мы периодически обучаем, часто даем им уникальную информацию. Например, частично я восстановил историю праведного Иоанна Русского: узнал, чем он занимался, когда был конюхом. Это, на самом деле, был адский труд — мыть, кормить, водить лошадей в баню, чтобы избавить их от лишнего жира. Есть разные исследования ученых и на русском языке, просто их надо собирать, объединять. Этим тоже занимаемся. А мне совсем недавно открылась интересная история происхождения фамилии Головин. Род Головиных или Ховриных пошел из Трапезунда, это был север Византийской империи, нынешний Трабзон. Основатель рода Головиных — возможно, священномученик. Его голова находится где-то в Турции. Надо будет ее поискать. И вот я как-то здесь оказался!

Интервью: Ирина Киселёва,

фото: mospaturk.ru

* Миссия Русской Православной Церкви Московского Патриархата начала служение в Турции в ноябре 2018 года, после заявления Священного Синода от 15 октября 2018 года о невозможности евхаристического общения с Константинопольской Церковью. Решение было связано с посягательством Фанара на каноническую территорию Русской Церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в страну прибыл клирик Московской Патриархии иерей Георгий Сергеев для окормления верующих на территории Турецкой Республики. Сегодня отец Георгий является ответственным за организацию окормления верующих Московского Патриархата и служит настоятелем единственного пока отдельно стоящего храма Русской Церкви во имя святых Константина и Елены на территории летней резиденции консульства Российской Федерации.

Фотогалерея