Новости Томской епархии

В Великий понедельник митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил богослужение в Богоявленском кафедральном соборе

Поделиться в соц.сетях

29 апреля митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил богослужения Великого понедельника в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство кафедрального собора.

Песнопения исполнил семинарский хор под управлением регента Панкратьева Никиты.

Страстная седмица — это особый период в церковном календаре, который посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его Страданиях, Распятии, Крестной Смерти и погребении.

Каждый день Страстной недели — великий и святой, в эти дни во всех храмах совершаются продолжительные службы, которые особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями.

Великий Понедельник посвящен ветхозаветному патриарху Иосифу, проданному братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельскому повествованию о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Два Евангелиста свв. Матфей и Марк (Матфея 21:18-19; Марка 11:12-14) рассказывают, что после торжественного входа в Иерусалим, Господь провел со своими учениками ночь в Вифании, а утром на другой день, идя опять в Иерусалим, по дороге увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и одета была листьями, и сказал: "Да не будет же впредь от тебя плода во век". "И абие изсше смоковница", чему чрезвычайно поразились ученики. Евангелисты говорят, что Господь "взалкал" и потому искал плодов. Это не должно удивлять, ибо Господь Иисус Христос, по Своей человеческой природе, был подвержен всем немощам человеческого естества, и во всем был подобен нам, кроме греха. Ведь Он был не только Бог, но человек. Характерно, что для удовлетворения Своих человеческих потребностей Он не пользовался Своим Божественным всемогуществом и силою, а прибегал в таких случаях к обычным человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о претворении камней в хлебы. Св. Марк замечает при этом, что на смоковнице не было плодов, потому что еще было не время. За что же тогда смоковница подверглась проклятию? За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви — первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что "отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его" (Матф. 21:43).

Вот, что на это событие пишет Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому, как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: "Идите от Меня, проклятые, в огонь". Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.»

По окончании чтения Священного Писания за вечернем богослужением Его Высокопреосвященство поздравил богомольцев с началом Страстной седмицы и обратился к ним с архипастырским словом. Также и по окончании Литургии Преждеосвященных Даров митрополит Ростислав произнес проповедь о Втором страшном пришествии Христовом, о том событии, которое пока не состоялось, а только предстоит, призвал всех нас бодрствовать и готовиться к Страшному суду.

Фото: Анатолий Налетов