Поделиться в соц.сетях
23 мая в областной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась встреча с известным православным богословом и проповедником протоиереем Олегом Стеняевым. Гость Кирилло-Мефодиевских чтений приехал из Москвы с лекцией «Евангельские Заповеди блаженства как ступени в Небеса».
- Я очень рад находиться в этом гостеприимном здании, — после общей молитвы приветствовал священник томичей. — Символично, что это — библиотека. Такие слова как «библиотека», «Библия» имеют один и тот же смысл: по-гречески это — «книга».
Позже гость заметил, что встреча в Пушкинке — уже третья для него за день. Первая была утром, вторая почти четыре часа проходила в Томской духовной семинарии, так что в библиотеку, найдя силы и время, отец Олег пришел вечером.
- Только вашими молитвами я испытываю бодрость! — заметил батюшка, поблагодарив всех за поддержку.
Предлагаем вам фрагменты лекции-беседы и ответы на вопросы слушателей в конце встречи.
«Хорошо» и «плохо»
в глазах Бога
- В Священном Писании сказано, что из-за недостатка знания человек погибает. В советское время было известно стихотворение, которое начинается словами: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?». Так вот Библия рассказывает нам о том, что плохо в глазах Бога. Это — заповеди, которые что-то нам запрещают: «не убивай», «не кради» и так далее. Библия рассказывает и о том, что хорошо в глазах Бога. Это — повелительные заповеди: почитай отца и мать, «не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25)…
Для полноценного развития человеку нужна не только физическая, но и духовная пища. Люди, которые регулярно читают Священное Писание, могут оценить, что им дает Слово Божие. Мы не узнали бы, что хорошо, а что плохо для человека, если бы не имели Закона Божия. И, как сказано в Евангелии от Иоанна, «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).
О христианской Конституции
- Когда мы открываем Евангелие от Матфея, то в трех его главах — 5-й, 6-й и 7-й содержится учение Иисуса Христа. Эта проповедь называется Нагорной не только по тому месту, где она произносилась, но и по своему содержанию. Она возвышает человеческий дух! Если хотите, Нагорная проповедь — это христианская Конституция, в которой содержится квинтэссенция всего Евангелия. А евангельские Заповеди блаженства являются квинтэссенцией квинтэссенций — то есть лучшим из лучшего. Это — то сокровенное, в чем мы все нуждаемся.
- В Заповедях блаженства — фундамент нашей жизни. Есть такое слово в Библии «домостроительство». Это — замысел Бога о спасении всего рода человеческого, ибо сказано, что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2:4).
- И если каждая заповедь Бога — это Господне руководство к действию, то любой грех несет в себе семена саморазрушения личности. В Писании сказано, что закон дан не для смерти, а для жизни. Тот, кто исполняет заповеди, будет жив этой заповедью. Если мы исполняем евангельские Заповеди блаженства, это значит, что наш дом основан на фундаменте. Сейчас во многих странах мира люди чувствуют себя беспокойно. Они переживают бури, катаклизмы, ураганы. Чтобы здание твоей и моей души выстояло, нам нужен крепкий фундамент. Этот фундамент — Слово Божие, Слово Христово.
- Святой Макарий Великий, известный подвижник, говорил, что самое великое чудо — не когда мертвые оживают, не когда больной становится здоровым. Самое великое чудо — когда неверующий становится верующим, еретик становится ортодоксом, когда человек переживает встречу со Христом.
- Земная жизнь, которую мы сейчас проживаем, дана нам для того, чтобы мы определились в добре или во зле. Эта жизнь является средством для того, чтобы мы сделали свой выбор: где мы будем находиться в Вечности, и какая будущность ожидает всех нас.
«Мы блаженнее тех,
которые видели Его»
- Для верующего человека важнее не видеть что-либо, но веровать. Как Христос сказал, «блаженны невидевшие и уверовавшие» в Меня (Ин. 20:29). И мы, находящиеся в этом зале, не видели Христа по плоти, но мы верим в Него. И не потому, что Он убедил нас каскадом чудес с неба. Это было бы насилием над нашей свободной волей. Мы верим в Него, потому что возлюбили Его. Тот образ, который нам являют четыре Евангелия, овладел нашим сознанием, и мы блаженнее тех, которые видели Его, ибо не все, кто видел Его, уверовали в Него.
- Бог одинаково хорошо относится ко всем людям, независимо от их национальности, социального положения, возраста, пола. И когда Христос говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5:48), — Он хочет, чтобы такое же бесстрастное отношение к любому человеку мы стяжали в своем сердце.
Человек для других людей
- Христианин — это человек для других людей. Таким, прежде всего, был Христос, Который говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою» людям (Мф. 20:28). И на Тайной Вечери Он снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и омыл ноги Своим ученикам. И сказал: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Ин. 13:15).
Блаженны плачущие…
- О чем плачут блаженные? Первая мысль: они плачут о своих грехах. Это так и не так. Отцы Церкви объясняют: прежде всего, они оплакивают грехи других людей — не злорадствуют по поводу грехов соседей, даже врагов. Они оплакивают и свои грехи, и грехи каждого человека.
Наследники в этой жизни
- «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Не за гробом! Блаженный Феофилакт бросает вызовы, он говорит: «Не за гробом, они наследуют Царство Божие уже в этой жизни». Ибо «Царство Божие внутрь вас есть», как говорит Христос (Лк. 17:21). И мы это чувствуем, когда причащаемся, вкушаем Тело и Кровь Иисуса Христа и принимаем Его Божественную Богочеловеческую жизнь в свою жизнь.
О жажде праведности
- «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Слово «правда» сегодня потеряло свой изначальный смысл. Что имеется в виду в заповеди? Правда — это праведность. Мы должны алкать и жаждать праведности! Алкание — это жажда иметь общение с Христом. В каждого человека заложена эта жажда Христа! Дьявол подсовывает нам всякие суррогаты, подмены. Но все эти обманки не могут удовлетворить вложенное в человека стремление к Богу! Ведь о Боге сказано в Библии: «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
О бабушках-миротворцах
- «Блаженны миротворцы…» (Мф. 5:9). Миротворец — это бабушка, которая обучает своего внука молитве «Отче наш». Я выучил основные христианские молитвы «Отче наш», «Богородице…», «Символ веры», сидя у бабушки на закорках. Я это помню! Когда она носила меня, то повторяла и повторяла эти слова. Когда я подрос, она все равно повторяла их, пока я не выучил.
Когда учился в семинарии, я делал на нескольких потоках опрос: кто через кого уверовал? Это были советские времена. И не было ни одного случая, чтобы кто-то уверовал через священника или через родителей. Очень редко — через мать. Но подавляющее большинство уверовали через бабушек! Почему? Потому что пожилые русские женщины занимаются воспитанием внуков в дошкольный период, когда формируется мировосприятие человека. Это — самый важный период. И Русь крестилась почему? Князь Владимир говорит: «И бабка моя, мудрейшая женщина, эту веру избрала». Он вспомнил свою бабку — святую княгиню Ольгу, которую мы называем «Зарей нашего спасения». Поэтому свой апостолат совершает каждый христианин, особенно пожилые женщины.
«Уважаемый отец Олег…»
- Рассматривается ли на каком-либо форуме вопрос о ведении богослужения на современном языке? Мы стоим на службе и не понимаем половины слов. Разве это — сердечная молитва? Многие мои знакомые не ходят на службы, так как ничего не понимают. Думаю, мы теряем много людей, которые могли бы прийти в церковь.
- Во дни Иисуса Христа была похожая ситуация, и даже сложнее. Разговорный язык в те дни — арамейский. А язык молитв и богослужений — еврейский. Разница между еврейским и арамейским языками — более серьезная, чем между русским и славянским. Однако Христос никогда не поднимает этот вопрос, не касается его. Наоборот, на Кресте Он молится по Псалтири. Помните? «Или́, Или́! лама́ савахфани́?» — «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Псалом Давида начинается теми же словами: «Боже, Боже мой.., почему Ты оставил меня?» (Пс. 21). Этим Христос научает и нас молиться в самые тяжелые моменты своей жизни по Псалтири. На самом деле, я не верю в то, что русский, украинец или белорус, если регулярно ходит в храм, не понимает церковнославянского языка. Это — миф. Не такая глубокая пропасть между русским, украинским, белорусским и славянским. Я люблю славянский язык и узнал славянские молитвы раньше, чем начал читать по-русски. Мне кажется, если сейчас резко перевести все на русский язык, будет не меньше жалоб. Представьте себе: выходит дьякон и несет Евангелие, но вместо слов «Вонмем, вонмем» произносит: «Внимание, внимание!» (смех в зале, — авт.). Ассоциация будет с тем, что звучит в аэропорту или на вокзале. Церковнославянский язык — это язык межславянского общения. Вы можете приехать в Сербию или Болгарию и, зайдя в любой храм, будете в той или иной степени понимать каждое слово, потому что богослужебный язык у них тоже церковнославянский. Неужели мы не можем так же трепетно относиться к молитвам наших предков? Когда я читаю Евангелие (даже предпочитаю на старославянском читать), меня радует мысль, что и тысячи лет назад наши предки произносили те же слова при Крещении Руси. Единство во времени и пространстве — это очень дорого! К таким вещам как богослужебный сакральный язык надо относиться осторожно!
- Меня смущает, что священники, вышедшие из протестантских обществ, несут в церковь их дух и манеру петь и читать на Литургии. Мне это мешает молиться. Можно ли поправить ситуацию?
- Я бы очень был рад, если бы таких священников становилось больше и больше! Отцы Церкви так и говорят: если еретик становится ортодоксом, т.е. православным, это — великое чудо Божие. И в Евангелиях Господь говорит, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках»! (Лк. 15:7). Когда мы в Москве совершаем чин присоединения — бывших сектантов присоединяем к Православию, — я всегда вспоминаю эти слова. А у нас присоединяют и по сто человек, и по двести. Я говорю: «Вслушайтесь в тишину храма, и вы услышите радостный шелест ангельских крыльев!». Эти люди были в стороне далече и вернулись в дом родной, были мертвы и ожили, пропадали и нашлись! Надо с пониманием относиться: это возвращение в дом родной — повод для радости, а не для печали.
- Что для Вас важнее — лекции или книги?
- Я не пишу книг, ни одной не написал. Это — лекции, которые я читаю. Верующие их берут, распечатывают, потом я делаю корректуру, работаю со ссылками, и мы издаем ту или иную книгу.
В завершение встречи по просьбе томичей отец Олег оставил автографы на книгах, которые его поклонники принесли с собой. И пообещал, что ответит на оставшиеся без ответов вопросы по видео на своем канале.
Записала Ирина Киселёва.
Фото: Анатолий Налетов