Поделиться в соц.сетях
Для Отдела по социальному служению и благотворительности Томской епархии командировка Ирины Яковенко в Луганскую народную республику стала далеко не первой. Зону проведения Специальной военной операции и присоединившиеся территории не раз посещали руководитель отдела протоиерей Николай Абрамов и сестры милосердия.
Первой недавняя поездка стала для самой Ирины Владимировны — помощницы руководителя социального отдела и сестры милосердия. Своими впечатлениями о командировке она поделилась с нами.
- Ирина, мы с тобой давно знакомы, поэтому будем на «ты». Как решилась туда поехать?
- Я бы и раньше поехала, но не могла по объективным причинам, хотя и отец Николай, и наши сестры уже не раз бывали в горячих точках. Как только появилась возможность, я поехала! Спросила, где буду нужнее? Гуманитарные центры от Синодального отдела Патриархии открыты в Курске, Белгороде, Северодонецке, Авдеевке, Мариуполе. У меня был выбор. И когда сказали: «В Северодонецке», — туда и поехала координатором добровольцев. Для нас, сестер милосердия, помощь нуждающимся людям — обычное служение. Это — вовсе не подвиг. Смена добровольцев длится от 7 до 14 дней. Человек может сам определить удобное для себя время и длительность командировки. Я была 16 дней с 8 ноября. Поехала пораньше, чтобы вникнуть в работу с базой данных по нуждающимся.
- В чем заключалась твоя работа?
- Я курировала добровольцев. Первую неделю со мной работала женщина из Омска, на следующей неделе — женщина из Подмосковья. Добровольцев там не хватает! Каждый день мы принимали людей в гуманитарном центре в храме иконы Божией Матери «Умиление». Настоятель выделил для гуманитарного центра два помещения. Люди приходили к нам за получением помощи. Вторая половина дня — выезд на адреса. В городе очень много стариков-инвалидов, которых необходимо было посетить, как и проверить людей, написавших прошения о помощи. Мы раздавали и отвозили продуктовые и гигиенические наборы. Все это — пожертвования, которые присылают в Северодонецк от Синодального отдела.
Там какая ситуация? Люди сейчас массово возвращаются в свой город. Когда начались обстрелы, украинские власти проводили эвакуацию жителей. Они выезжали в Киев, Харьков, Винницу, за границу — в Германию, Францию, Польшу. Кто-то самостоятельно в Москву. Теперь многие, в основном, пожилые, возвращаются, чтобы сохранить квартиры. Сейчас много жилья ремонтируют. Люди, с которыми мы работали, — это бабушки-дедушки от 70 до 90 лет. Многие из них ждут получения российских паспортов, оформления пенсий, и в это время им не на что жить. Таким людям и помогали.
- Это — жители многоэтажек. А частных домов?
- Частные дома — в ближайших к городу деревнях. Мы были в Боровском у одной семьи. Бабушка с дедушкой живут в доме тестя: их дома на окраине села больше нет. Мы привезли ходунки и костыли бабушке и тросточку для дедушки. Она — онкобольная. Сломала тазобедренную кость, но сейчас восстанавливается, ходит с ходунками. Муж ее не видит и очень плохо ходит. Бабушка попросила еще подушку и одеяла привезти. В городе почти нет тепла. Многие жители обогреваются калориферами. Мы их покупали и тоже передавали. Все — по строгой отчетности перед Синодальным отделом.
- Значит, и с документами приходилось работать?
- Да, с прошениями на обогреватели, лекарственную помощь. Из-за плохой связи я только два раза в день выходила на связь — с родителями и по работе. В Северодонецке нет интернета, сотовой связи, свет и воду периодически отключают. Зато везде есть газ.
- Кому еще вы помогли?
- Многим. Была ситуация, когда за больной матерью ухаживал сын, а она ничего не могла есть. Мы привезли им детское питание. Грудничков же не было, а питание пришло, и мы отдали его этой и еще одной бабушке. Сын стал кормить маму, и она начала поправляться. Так хорошо смеси помогли! Люди восстанавливались. Такая вот обстановка: постоянно возникают нестандартные ситуации, и ты должна их решить. Надо многое знать, уметь и быстро ориентироваться.
- А общая обстановка в городе опасная?
- В 14 километрах от Северодонецка — Лисичанск. Там грохотало вдалеке. Как гром. Но к этому привыкаешь. Беспилотников не было.
- На службах в храме вы бывали?
- Да, воскресенье у нас — выходной, и надо было побывать на Литургии, исповедоваться, причаститься. По будням вместе с нами к людям ходили священники. Кто готовился, тех тоже исповедовали-причащали. От священников людям — большая помощь.
- Ирина, что тебе помогает сохранять присутствие духа и оставаться такой жизнерадостной, когда вокруг столько горя и бед?
- Что главное для человека в жизни? Знать, что он кому-то нужен, кому-то помогает. Конечно, постоянно ты об этом не думаешь. Сделал — забыл и идешь дальше. Понимаешь, что принес человеку радость, помог — и все. Главное — не думать, что ты -герой. Ни в коем случае! Потому что искушений много. Мне очень помогала поддержка отца Николая. Когда меня отправляли, все собрались в Доме сестринского ухода. Батюшка молебен отслужил, помазал меня маслицем, окропил святой водой, напутственные слова сказал, благословил и молился за меня. Это очень важно — молитвенное попечение духовника. Там ведь все незнакомо, никогда не знаешь, чего ждать. Но я чувствовала, что отец Николай молится, и под его духовной защитой я была всю эту поездку.
- Ты говоришь, что добровольцы там очень нужны. Можешь обратиться к томичам — возможно, кто-то тоже захочет поехать в Северодонецк или оказать другую посильную помощь.
— Дорогие братья и сестры! Нужны добровольцы, имеющие разные специальности, для работы в Белгороде, Курске, Северодонецке, Авдеевке, Донецке, Мариуполе. Нужны врачи, сестры милосердия, медицинские сестры, юристы. Самое главное — люди с добрым сердцем, готовые потрудиться во славу Божию, помочь ближним — раненым в госпитале, лежачим больным на дому, поработать в монастыре и гуманитарных центрах.
Также можно оказать адресную помощь людям в сложной жизненной ситуации. Необходимы ходунки, трости, костыли, подгузники для взрослых, средства для обработки пролежней. А оставшимся без попечения животным — корма и ветпрепараты.
Проезд от Москвы до места, проживание и питание добровольцам обеспечивает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии.
Телефон горячей линии: 8 (800) 70-70-222.
Стать добровольцем легко. Просто надо принять решение и позвонить!
Интервью: Ирина Киселёва.