Новости Томской епархии

Иоанно-Предтеченский придел Петропавловского собора отметил престольный праздник архиерейским богослужением

Поделиться в соц.сетях

Южный придел Петропавловского собора г. Томска освящен в 1913 году в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Ради строгости первой седмицы Великого поста празднование дня памяти святого Пророка Иоанна было перенесено с 9 на 12 марта.

Всю седмицу на повечерии верующие слышали Великий покаянный канон прп. Андрея Критского с припевами: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», многократно на каждом богослужении повторялась молитва прп. Ефрема Сирина. Теперь Церковь предлагает вспомнить святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, которого Она именует учителем покаяния.

Святой Иоанн начал свою проповедь призывом: «Покайтесь!». Вся его жизнь и мученическая кончина были этим непрестанным, неумолкающим призывом.

Первое обретение главы Иоанна Предтечи состоялось в IV веке, второе – в V веке.

В IV веке, через много лет после того, как честная глава была погребена на Елеонской горе Иоанной, женой царского домоправителя Хузы, владелец этой земли благочестивый вельможа Иннокентий стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Пророка Божия Иоанна. Так произошло первое обретение главы величайшего святого.

Второе обретение состоялось в то время, когда святыня хранилась в пещере, близ Емессы, и на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту обители Маркеллу явился святой Иоанн Креститель и указал место сокрытия своей главы, после чего святыня была перенесена сначала в Емессу, а затем в Константинополь.

В честь праздника Божественную литургию в Петропавловском соборе г. Томска возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав в сослужении секретаря Томской епархии, ключаря Петропавловского собора архимандрита Иосифа (Еременко) и духовенства собора.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

За богослужением пел хор Петропавловского собора под управлением регента Раисы Бида.

По окончании Литургии был совершен молебен святому Иоанну Предтече перед иконой с частицей его мощей.

Обращаясь к духовенству и прихожанам с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство поздравил всех с престольным праздником, с днем памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В своей проповеди архипастырь раскрыл глубокое содержание прозвучавшего на Литургии евангельского чтения об исцелении в субботу сухорукого человека (Мк. 3, 1-5) и объяснил, для чего Господь дал людям заповедь о хранении субботы.

Для чего дана была эта заповедь? Видимо, для того, чтобы мы, погрузившись в земную суету, вообще не забыли, что у нас душа есть, что не только эта земная жизнь, наша жизнь, единственная – она закончится, очень скоро закончится. Жизнь пролетает моментально, и не успеешь оглянуться – вроде бы вчера еще ходил в школу, а уже вышел и на пенсию, и уже «гроб отверз гортань свою». И предстанем мы на Суд Божий и там будем давать ответ Господу. А мы иногда, погрузившись в земную суету, настолько об этом забываем, что думаем, что земная жизнь будет продолжаться до бесконечности, – предостерег паству митрополит Ростислав.

Образно сравнивая жизнь человека с движением поезда, архипастырь назвал конечной станцией жизненного пути смерть, которая есть не конец всего, а новая форма жизни:

Смерть – не есть исчезновение, есть новая форма жизни, которая будет зависеть от того, как мы прожили эту жизнь. А нам иногда некогда об этом вспомнить, потому что все дела – работа, дети, а потом внуки, хозяйство, немощи естества, хочется и отдохнуть, какими-то делами заняться. И отодвигаем, и отодвигаем свою духовную жизнь на задний план, и постепенно она исчезает.

Глава Томской митрополии подчеркнул, что Господь дал заповедь о хранении субботы: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10) – чтобы человек подумал о душе, о Боге, посетил храм Божий, уделил больше времени молитве и чтению Священного Писания.

Митрополит Ростислав напомнил, что в ветхозаветные времена эта заповедь понималась по-другому – не делать вообще ничего. Для этого было придумано много предписаний, правил, которые Господь порицал.

Исцеляя сухорукого человека публично именно в субботу, Господь старался исцелить ожесточенные сердца фарисеев, ревностно хранивших субботу, а также в назидание каждому христианину:

Господь дал нам день покоя (в Церкви новозаветной – это воскресный день) не для того, чтобы мы лежали на диване и предавались праздности, думая, что так мы исполняем заповедь Божию, если бездельничаем. Но это тот день, который мы освобождаем от земной суеты, чтобы отдать его Богу. А Богу мы этот день отдаем и тогда, когда посещаем храм, и тогда, когда молимся, и тогда, когда творим добрые дела.

Его Высокопреосвященство сообщил верующим об общецерковном сборе пожертвований на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в результате известных  событий на Украине. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви в три воскресных дня Великого поста, 6, 13 и 20 марта, объявлен кружечный сбор средств.

Для помощи беженцам митрополит Ростислав также призвал паству приносить новые вещи и постельное белье в храмы, обратившись к священнику или к социальному работнику, который есть в каждом крупном приходе – и это будет также проявлением деятельной веры:

Таким образом мы с вами будем не христианами по имени, теми, которые числятся где-то, а христианами по делу.

В завершение проповеди иерарх напомнил о собравшимся о том, что пост – это не только пищевые ограничения, но, главное, – это духовный труд, приближающий человека к Богу:

Прежде всего – это духовная напряженная работа над собой, чтобы преодолеть те немощи духовные, болезни греховные в нас, вытеснить их из нашей жизни, конечно, не напряжением наших сил, но действием Божественной благодати. И сделать все, чтобы Господь был ближе к нам, а нам быть ближе к Богу.

Фото: Виталий Липатов