Поделиться в соц.сетях
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора за богослужениями пел хор Томской духовной семинарии.
В завершение вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф...», в преднесении возженных свечей и при каждении фимиамом Его Высокопреосвященство и священнослужители вынесли из алтаря святую Плащаницу и возложили на украшенной цветами гробнице в центре храма.
По выносе Плащаницы был прочитан канон «На Распятие Господне и на плач Пресвятой Богородицы». Это умилительное произведение, составленное в Х веке святым Симеоном Метафрастом, представляет собой слова Пресвятой Богородицы, обращенные к Страждущему и Умирающему на Кресте Сыну.
О том безмерном Страдании, которое пришлось претерпеть Господу нашего ради спасения, напомнил верующим митрополит Ростислав по окончании великой вечерни:
– Бог добровольно по человеческой природе Своей умирает, причем умирает такой страшной Смертью, которой далеко даже не всякий и грешник умирает здесь, на земле, Смертью мучительной, позорной. И не только Смертью физически мучительной, но мучительной и нравственно, потому что Его предает ученик, а другие ученики из-за страха Его оставляют Одного и держатся на расстоянии, чтобы им как-то не навредило, если все заметят, что они были заодно с Учителем из Назарета. Те, кого Он исцелял, воскрешал, кормил, кому проповедовал, вдруг с остервенением начали кричать: «Распни, распни Его!» И вот, наконец, на Кресте – вольная Смерть за нас с вами. Умереть должны были мы, и не только смертью физической, умереть для вечности, оказаться добычей ада, геенны огненной. И чтобы этого не произошло, Господь Сам пришел, вместо нас Себя вознес на Крест, вместо нас с вами вкусил Смерть, и, как говорит апостол Павел, в Себе Самом наши грехи пригвоздил ко Кресту.
Его Высокопреосвященство подчеркнул, что, «идя в этот мир, Господь знал, на что Он идет, и какую Чашу Он должен испить, чтобы спасти человека от всего того зла, которое мировое человечество накопило за всю историю своего существования, и Он добровольно шел на это» – об этом было известно еще задолго до Крестной смерти Спасителя. За пять столетий до Рождества Христова пророку Исайе в Духе Святом были открыты Страсти Господни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 3–5).
На Свои плечи Господь взвалил груз греховности всего мира, начиная от Адама и Евы и кончая последним человеком, который родится на земле перед Пришествием Христовым и Страшным судом.
Глава Томской митрополии призвал каждого христианина задуматься и понять, как он отвечает на любовь Бога:
– Все это было ради нас и есть ради нас. И поэтому сейчас, подходя к святой Плащанице, будем помнить, что в этом проявилась любовь Бога к каждому из нас. И будем стараться задавать себе вопрос: «А как мы на эту любовь Божию воздаем Господу?»
В завершение проповеди архипастырь пожелал всем быть верными учениками Божиими и в течение всей своей жизни чаще задумываться о той Божией любви, которая проявилась в Его Божественном истощании, Кресте, муках, погребении ради каждого человека.
Утреня Великой Субботы совершалась вечером 22 апреля. Богослужение посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью.
После пения тропарей на «Бог Господь» митрополит Ростислав и сослужащие ему клирики перед Плащаницей Спасителя прочитали Непорочны – стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся особыми краткими молитвословиями, «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением «Святый Боже», под погребальный перезвон колоколов, Плащаница была обнесена крестным ходом вокруг храма, в воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад и победы Его над смертью.
Святая Плащаница будет находиться в середине храма до пасхальной утрени, напоминая этим трехдневное нахождение Господа Иисуса Христа во гробе.