Новости Томской епархии

В Томском педуниверситете прошла II Всероссийская научно-практическая конференция

Поделиться в соц.сетях

2-3 ноября в Томском государственном педагогическом университете в рамках XV Макариевских образовательных чтений прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Культурно-историческая память и современные образовательные практики», в работе пленарного заседания которой принял участие митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

В конференции приняли участие ученые, работники системы общего и дополнительного образования, магистранты и студенты старших курсов – всего 96 выступающих  на пленарном заседании, четырех секциях 2 ноября и пяти круглых столах 3 ноября. В работе пленарного заседания и секций в качестве слушателей также участвовали студенты историко-филологического факультета, которые смогли задать вопросы ведущим ученым – историкам, философам, литературоведам, а также познакомиться с практическим опытом лучших учителей томских школ в области гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания на уроках истории, литературы, в рамках внеурочной деятельности.

Пленарное заседание открылось приветственным словом проректора по научной работе ТГПУ, кандидата филологических наук Елены Александровны Полевой. Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященство отметил, что культурно-историческую память можно вполне соотнести с понятием традиции, которая хранится, передается и творчески переосмысливается. В глубоком и содержательном выступлении архипастыря было приведено множество примеров того, что «мы часто мыслим, хотя этого и не осознаем, в контексте библейской логики, библейской лексики», ведь русский язык хранит память христианской культуры. Да и в историческом развитии наука, искусство, литература опираются на опыт предшествующих поколений. Иерарх процитировал русского философа Евгения Трубецкого о том, что сейчас мир стоит на распутье, чем ему быть завтра: будет ли он храмом Божиим или местом, где люди, подобно зверям, будут пожирать друг друга? Это то, что ожидает людей, если произойдет отказ от традиции. В сегодняшней ситуации очень важна позиция молодежи:

– От того, какой делаете выбор вы, зависит, чем будет наша страна и мир в целом, – подчеркнул митрополит Ростислав.

Затем в режиме видеосвязи к собравшимся обратились ректоры вузов – партнеров ТГПУ: Московского государственного педагогического университета – доктор исторических наук А.В.Лубков и Луганского государственного педагогического университета – к.филол.н. Ж.В. Марфина.

Также в режиме видеосвязи прозвучало приветственное слово первого проректора Московского педагогического государственного университета, директора ВНМЦ «Философия образования», советника министра Просвещения РФ, к.пед.н. Скляровой Натальи Юрьевны.

Во научной части пленарного заседания прозвучали доклады, посвященные формированию исторической памяти и актуализации традиций в современном обществе.

Гость конференции из Луганска, доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета В.Ю. Даренский посвятил выступление идеям И.Л. Солоневича и их актуальности для современного общества.

Об образе великого князя Дмитрия Донского как героя и святого в режиме видеосвязи говорил доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до начала XIX в., директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Р.А. Соколов.

Доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии ТГПУ О.Н.Мухина был посвящен образу другого исторического деятеля, Петра I.

Доктор филологических наук А.А. Казаков говорил о философии истории Л.Н. Толстого на примере романа «Война и мир».

Все выступления вызвали живой отклик аудитории, множество вопросов, дискуссию.

Затем работа конференции продолжилась в формате секций:

  • Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы и вуза: опыт и проблемы.
  • Осмысление исторической памяти в русской литературе.
  • Педагогическое наставничество в патриотическом воспитании детей и молодежи.
  • Актуальные практики формирования образа защитника Отечества среди подростков и молодёжи (секция проводится в рамках соглашения о сотрудничестве: Томский государственный педагогический университет – военный учебный центр НИ ТГУ – ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус им. Героя Российской Федерации Пескового М.В.»).

На секции «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ» были представлены 9 докладов. Их темы – актуальные практики работы учителей истории, обществознания, основ религиозной культуры и светской этики. Наиболее живой интерес вызвали выступления:

  • М.Г. Лоскутовой, старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея, которая проанализировала роль нарратива в исторической реконструкции прошлого, существующие подходы к историческому источнику, которые может использовать учитель истории, а также рассказала о практике работы со школьниками Томского областного краеведческого музея;
  • Р.Ю. Терекова, заместителя директора по научно-методической работе, учителя истории и обществознания и Т.Н. Боровик, заместителя директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 35, учителя обществознания: «Сохранение исторической памяти на уроках истории и обществознания»; здесь были поставлены основные проблемы преподавания истории и обществознания в школе, формирования мотивации учеников, преодоления проблем, связанных не всегда с однозначным отношением к предмету;
  • И.И. Арндта, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, рассказавшего о способах формирования навыков научного поиска на уроках истории при помощи различных педагогических технологий;
  • А.А. Смекалина, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, доклад которого был посвящен способам формирования функциональной грамотности учеников при помощи настольных игр. Антон Алексеевич дал будущим учителям ряд практических советов по работе с детьми в этом направлении, поделился своим опытом.

В рамках работы секции «ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» доклады по литературе и методике преподавания подготовили как молодые, так и опытные учителя, студенты, магистранты, аспиранты ИФФ ТГПУ.

Студентки Медико-фармацевтического колледжа Н. Харина и М. Жидова представили образовательный проект «Е.Ю. Кузьмина-Караваева – поэт, подвижник, миссионер», подготовленный под руководством преподавателей Н.А. Мостовской и О.А. Паломеевой. Учитель МБОУ СОШ № 49 И.В. Черепова поделилась опытом организации учебно-исследовательской краеведческой работы по теме Великой Отечественной войны, отметив, что такая работа должна проводиться со школьниками в течение всего учебного года, а не только в преддверии празднования 9 мая.

Литературоведческие доклады были посвящены изучению прозы и поэзии ХIХ-ХХI вв.; первой, второй и четвертой волн эмиграции. Доклад С.В. Бурмистровой, доцента Московской духовной академии, был посвящен концепции Божиего промысла в художественной историософии Н.В. Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).

Студентка ИФФ Т.А. Нехай представила доклад «Творчество А.С. Пушкина как источник формирования и развития личности подростка на примере рассказа Д. Рубиной «Все тот же сон!»

Доклад учителя МКОУ Павловская ООШ (Томская обл.) Д.И. Белозерской был посвящен сравнению дневников и поэзии И. Кнорринг.

Учитель МАОУ Лицей №7 Е.А. Трифонова посвятила доклад сопоставлению стихотворений о Родине И. Елагина и Д. Самойлова; студентка Е.К. Дементьева сопоставила гражданскую тематику в лирике поэтов-модернистов В. Шершеневича и В. Маяковского.

Учитель МАОУ СОШ № 35 О.П. Величко представила доклад о теме памяти в романе Л. Элтанг «Каменные клены».

Бурное обсуждение вызвали доклады, посвященные Великой Отечественной войне. Учитель МБОУ СОШ «Северский лицей» В.О. Липовка рассмотрела специфику рассказов Юрия Яковлева. Аспирант ТГПУ А.В. Насонова посвятила доклад функциям минус-приема в раскрытии темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель МБОУ СОШ №49 М.И. Ломакина представила обзорный доклад о современной детской литературе о Великой Отечественной войне, подчеркнув, что анализ текста необходимо выстраивать, исходя из возраста читателя. При этом, сначала следует познакомить ученика с рассказами о войне советских писателей (очевидцев событий), и лишь затем – современных.

В обсуждении докладов также приняли участие преподаватели МАОУ СОШ № 67, МАОУ СОШ № 53. В ходе дискуссии затрагивались вопросы о возможной искаженной интерпретации художественного произведения из-за сокращенной версии, представленной в учебниках литературы; об уместности представления трагической темы войны для детей в виде графических романов и комиксов и виде жанра сказки и поджанра «робинзонады».

В работе сетевой секции «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ» приняли участие более 30 человек, представителей Томской духовной семинарии, педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, студентов, руководителей образовательных организаций. Ключевыми идеями были взгляды и мысли святителя Макария (Невского), наставничество молодёжи, начинающих педагогов в процессе патриотического воспитания. Интересными были выступления спикеров священника Вячеслава Кабанина, проректора Томской духовной семинарии, Видной Е. В. (Москва), зав. отделом «Музея-заповедника Сергиев Посад».

Около 30 докладов заслушано также на секции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ». Они были посвящены разным аспектам военно-патриотического воспитания, а также поисковой работы.

3 ноября работа конференции продолжилась в формате круглых столов: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ (модератор: Сазонова Н.И., зав. кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ТГПУ).

УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (модератор: вед.н.с., кандидат богословия, диакон Сергий Кульпинов).

ОПЫТ ТГПУ В РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КАРТА ПОБЕДЫ» (модератор: Галкина Татьяна Васильевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии).

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА (модератор – к.исск., доцент ТГПУ, киновед А.К. Бернатоните).

По итогам конференции планируется издание сборника статей.

Автор текста: Наталья Сазонова

Фото: Пресс-служба ТГПУ