27 сентября Православная Церковь отметила праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Для Колпашевской епархии этот праздник имеет особое значение. С храма, посвященного Кресту Спасителя мира, началась история Православия в Нарымском крае, и в подвиге крестоношения исповедников веры эта история достигла своего апогея. По случаю праздника епископ Колпашевский и Стрежевской Филарет совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Вознесенском соборе Колпашева. Его Преосвященству сослужило духовенство кафедрального храма.
В Колпашевской епархии престольный праздник отмечают священнослужители и прихожане молитвенного дома в честь Воздвижения Креста Господня с.Нарым. До революции на территории современной Колпашевской епархии действовал каменный собор в Нарыме и храм в Среднем Васюгане, посвященные Воздвижению Креста Господня.
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня относится к числу великих двунадесятых непереходящих праздников и отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
В 326 году царица Елена отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест, так как враги Христа скрыли Его. Оказалось, что Святой Крест брошен в пещеру и завален мусором и землей, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно от них лежащую дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. По совету Патриарха Макария народ стал подносить кресты один за другим к одной тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий Крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения, и когда возложили третий Крест, покойный ожил. Так люди узнали Крест Господень, через который Он совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться святыне, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли хотя бы издали благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и духовенство начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.
Император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, было установлено празднование Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Особый чин Воздвижения Креста, который совершается на утрене в кафедральном храме правящим архиереем, является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он установлен в воспоминание и по образу воздвижения Креста Господня Патриархом Макарием. После Великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» епископ пятикратно возвышает Крест и осеняет им молящихся на все стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). При этом хор многократно поет «Господи, помилуй».
Верующие благоговейно почитают Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе нательный крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело христианин начинает и оканчивает крестным знаменем, делая все во славу Христову.