На своем заседании 16 мая 2022 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви заявил о восстановлении евхаристического и канонического общения с Македонской Православной Церковью – Охридской Архиепископией.
Данное общение было прервано в 1967 году в связи с односторонним провозглашением автокефалии Македонской Православной Церковью.
Как отмечается в коммюнике Архиерейского Собора, Сербская Церковь получила акт Синода Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии о принятии ею общепризнанного канонического статуса, предоставленного ей при учреждении данной Церкви Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в 1959 году в качестве автономной Церкви в составе Сербского Патриархата, сообщает сайт ОВЦС.
В этой связи Архиерейский Собор Сербской Церкви с благодарностью Господу и с радостью приветствовал принятие Македонской Православной Церковью «общепризнанного канонического статуса наиболее широкой возможной автономии, то есть статуса полной внутренней самостоятельности, предоставленного еще в 1959 году».
В Сербской Церкви также отметили, что данным деянием Македонской Церкви снимаются причины, по которым в 1967 году общение между Церквами было прекращено, и восстанавливается полное литургическое и каноническое общение.
В коммюнике подчеркивается, что «с установлением единства на канонических основаниях и на условиях уважения канонического порядка на всей территории Сербской Православной Церкви диалог о будущем и возможном окончательном статусе епархий в Северной Македонии является не только возможным, но также целесообразным, легитимным и реальным».
При этом в указанном диалоге Сербская Церковь будет руководствоваться «только и исключительно экклесиологическими, каноническими и церковно-пастырскими началами, мерилами и нормами», не обращая внимания на какие-либо политические факторы или односторонние инициативы и не подвергаясь влиянию или давлению извне.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви заявил, что после соответствующего решения Македонской Церкви он не намерен подвергать ее «ограничениям в отношении сферы ее юрисдикции в ее родной стране и диаспоре и рекомендует, чтобы вопрос своего официального наименования она решила в непосредственном братском диалоге с грекоязычными и остальными Поместными Православными Церквами».