Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал принятое 29 мая 2022 года Священным Синодом Русской Православной Церкви решение:
«Священный Синод Русской Православной Церкви имел суждение о состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви и выразил всемерную поддержку ее архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в связи с тем, что она подвергается беспрецедентному давлению с разных сторон: со стороны экстремистских группировок, со стороны раскольничьих структур, со стороны местных властей, которые иногда в конкретных областях Украины просто запрещают деятельность Украинской Православной Церкви, а также со стороны националистически настроенных кругов украинской общественности.
Синод констатировал, что статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1990 года. Именно эта Грамота является каноническим фундаментом, на котором строится здание Украинской Православной Церкви.
Было отмечено, что поправки, которые приняты Собором Украинской Православной Церкви и внесены в ее Устав, требуют рассмотрения Священным Синодом Русской Православной Церкви. Мы не рассматривали сейчас эти поправки, поскольку они пока не обнародованы.
Священный Синод выразил сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается молитвенное поминовение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что уже привело к разделениям внутри Украинской Православной Церкви.
Комментируя эти решения Священного Синода, я хотел бы сказать не о том, что произошло в Киеве, а о том, что там не произошло. Есть мнение, что Украинская Православная Церковь отделилась от Русской Православной Церкви. Это не так. Никакого заявления об отделении от Русской Православной Церкви не было. Не было сделано заявления о том, чтобы у Украинской Православной Церкви появился какой-то новый статус, — наоборот, в очередной раз она подтвердила, что обладает статусом независимости и самостоятельности, который был дан ей еще в 1990 году.
Мы должны понимать контекст, внутри которого принималась эти решения в Киеве. Он связан с тем, что на протяжении многих лет Украинской Православной Церкви отказывают в праве именоваться так, как она именует себя сама. Ее пытаются заставить именоваться «Российской Православной Церковью на Украине», а целью этого является перерегистрация всех приходов Украинской Православной Церкви и их отчуждение в пользу раскольнической структуры.
В контексте всего того, что происходит сегодня на Украине, в контексте беспрецедентного давления, которое оказывается на Украинскую Православную Церковь, и следует воспринимать то, что происходит.
Вся полнота Русской Православной Церкви молится и будет продолжать молиться за страждущую и гонимую Украинскую Православную Церковь. Верим, что Господь заботится о Своей Церкви и по Его обетованию врата адова не одолеют ее».