Поделиться в соц.сетях
25 декабря после долгого перерыва в домовом храме при НИИ Кардиологии состоялась Божественная литургия. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Святослав Зулин.
Для прихода, сложившегося с 2005 года – времени освящения домовой церкви, событие стало долгожданным и радостным. Прихожане ждали его почти три года – с марта 2020-го, когда храм закрыли из-за пандемии.
Об этом напомнил в своей проповеди протоиерей Святослав, отметив, что храм вновь открыл свои двери накануне нового 2023 года и Рождества Христова. В эти дни Святая Церковь, как и прежде, возносит сугубые молитвы «о мире, богохранимой стране нашей, о граде сем и живущих в нем, о всех недугующих и страждущих».
В 28-ю неделю по Пятидесятнице святых Праотец за богослужением звучала притча о званых и избранных. По Евангелию от Луки, «один человек» пригласил многих на большой ужин. Но от раба, посланного за заранее уведомленными об этом жителями города, узнал об их отказе прийти – у каждого была на то своя причина. И тогда господин приказал рабу привести с улицы увечных, нищих, хромых и слепых. Когда же за столом остались свободные места, были созваны все, кто только мог наполнить дом.
- «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных», - процитировал настоятель евангельские строки, подчеркнув, что «смысл этой притчи имеет два значения. Первое: под видом большого ужина представлено Царство Небесное. Устроитель этого ужина Бог посредством ветхозаветного закона и пророков, святых Праотец, приглашал весь богоизбранный народ еврейский вступить в уготованное для них Царство. А затем, когда оно наконец приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить свое приглашение через Мессию – Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. В притче Иисус назван рабом, потому что он явился, жил, учил, страдал, умер и воскрес в образе человека – то есть раба Божия».
Еврейский народ отверг приглашение. Но среди тех, кто принял его – пришедших «с улицы», – были язычники – русский народ.
- Приняв православную веру христианскую, Русь откликнулась на приглашение Мессии Христа войти в Царство Небесное, - пояснил протоиерей Святослав. - И здесь открывается второе значение этой притчи. Званые на Небесную Вечерю – это мы с вами, братья и сестры, - все христиане, принявшие Святое Крещение. Но, как званые в притче и отвергнувшие призыв Спасителя, мы постоянно находим причины для того, чтобы заняться своими делами. Один из нас занят «землею» – попечением о тленном богатстве. Всю жизнь свою он убивает в заботах о том, чтобы побольше собрать этой земли, мало заботится о спасении души своей, редко молится дома, редко ходит в церковь, редко исповедуется и причащается. Он как бы постоянно продает частички своей души за прах земного богатства.
Другой подобен тому, кто в притче купил пять пар волов: это – «пять чувств человека: зрение, вкус, обоняние, осязание – наши сильнейшие пристрастия», объяснил смысл образа священник.
- Каждый день мы желаем испытать все наслаждения плотские, все земные удовольствия, как тот, кто стремился испытать пять пар волов. А кому-то из нас препятствует идти на Вечерю Царствия Небесного женитьба. Дело в том, что женившийся человек волю свою связывает с волей своего супруга. А какова бывает эта воля? Благо, если она сообразна заповедям Божиим и христианским добродетелям. А если нет? Тогда душа человека погибает, и ей бывает очень тяжело спастись, - продолжил настоятель.
Пастырь призвал прихожан узнать «в этих трех званых» себя и задуматься о том, что «само по себе Крещение, которое каждый из нас принял, - только дверь, только зов в Царство Небесное. Войти же в эту дверь – стать избранным – каждый из нас сможет по вере и делам своим!».
- Нужно жизнь свою построить так, чтобы ничто не мешало всегда быть готовым откликнуться на зов Мессии и в конце жизни своей оказаться в числе избранных на Небесной Вечери в Царствии Божием, - завершил проповедь настоятель Елисаветинского храма.
Для его дружного прихода воскресная Божественная литургия стала, по словам прихожан, большим праздником. Два года девять месяцев многие из них вынуждены были ездить в другие храмы города. Но далеко не у всех была такая возможность: среди членов прихода есть престарелые и немощные люди, которые особенно усердно молились, стараясь приблизить открытие «своего» храма. А, вернувшись туда, удивились: словно и не расставались!
Теперь церковь живет по новому графику – со среды по воскресенье, и в определенное время ее могут посетить пациенты и персонал Кардиоцентра.
По средам, во время акафиста, вновь будут звучать слова и песнопения в честь небесной покровительницы храма святой великой княгини Елисаветы.
Адрес храма: г. Томск, ул. Киевская. 111 а (вход ближе к ул. Косарева)
Фото: Станислав Мезенцев