В Неделю о расслабленном глава Томской митрополии возглавил Литургию в сельском Свято-Георгиевском храме
Поделиться в соц.сетях
7 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Божественную литургию в храме святого великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково Асиновского района Томской области.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), благочинный Восточного благочиния протоиерей Александр Никулин и настоятель храма иерей Александр Денисов.
Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.
За богослужением пел семинарский хор под управлением регента Никиты Панкратьева.
Прихожане храма – сельчане и жители окрестных населённых пунктов – смогли помолиться вместе с архипастырем и причаститься Святых Христовых Таин.
По окончании Божественной литургии митрополит Ростислав поздравил всех с отмечавшимся накануне престольным праздником – днём памяти святого великомученика Георгия Победоносца, а также разделил с прихожанами радость продолжающегося празднования Светлого Христова Воскресения.
В своей проповеди глава Томской митрополии напомнил о чуде, которое описывалось в прочитанном на Литургии евангельском отрывке: исцелении расслабленного человека, который ждал этого момента 38 лет у Силоамской купели, где каждый год происходило чудо исцеления (Ин. 5, 1–15). Ангел Господень сходил в купель, вода в купели «возмущалась», бурлила, и тот, кто успевал первым сойти в воду в этот момент, получал исцеление от своих недугов. Но у лежащего в расслаблении человека не было никого, кто бы мог ему помочь вовремя сойти в купель. Архипастырь отметил веру и терпение евангельского расслабленного:
– Надо отдать ему должное – тот не отчаялся. Часто бывает – человек, когда испытывает какие-то трудности, какие-то невзгоды выпадают на его долю, и человек видит, что своими силами избавиться от этих неприятностей он не может, он начинает молиться. Пришёл в церковь, молебен заказал – но неприятности как были, так и остались. Человек опускает руки: «Ох, не помогло…», впадает в уныние, в отчаяние, теряет веру.
Архипастырь указал, что такой непостоянный и нетерпеливый человек не получает от Бога просимого, приведя слова апостола Иакова, брата Господня из его соборного послания, где апостол говорит, что просить у Бога надо «с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 6–8).
Продолжая мысль, Его Высокопреосвященство напомнил и тот отрывок из послания, где апостол указывает на распри и раздоры среди братии, которые являются следствием неумеренных желаний, препятствующих также и получению просимого: «Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3).
Митрополит Ростислав обратил внимание христиан на постоянство в вере и особое смирение евангельского расслабленного, приобретённое долготерпением, которое и явилось причиной того, что именно его Господь исцелил и которое проявилось в его диалоге с Господом:
– Помните, с чего начиналось сегодняшнее евангельское чтение? Господь пришёл к Силоамской купели, в притворах которой «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Кого там только не было! Но пришёл Господь и увидел только одного. И прошёл мимо всех остальных, таких же больных, тоже желающих исцеления, а направился прямо к этому человеку. Причём вопрос, который Господь ему задаёт, казалось бы, должен был разозлить, вывести из себя, или, по крайней мере, обидеть этого человека. Он говорит: «А хочешь быть здоровым?» 38 лет человек парализован, а его спрашивают, хочет ли он быть здоровым. Чего бы он 38 лет лежал здесь, при Силоамской купели, если б он не хотел быть здоровым? Но больной не возмутился, не разгневался, не раздражился, а пояснил, что «вот, нет у меня близких людей, которые первым меня могли бы донести до воды, а когда я сам доползаю, другой меня опережает». И тогда Господь, видя вот это его расположение, говорит ему: «Встань, возьми твой одр, на котором ты лежишь, и иди». Больной, этот парализованный, окреп, встал, взял свой одр и пошёл, к всеобщему удивлению.
Наставляя паству, глава Томской митрополии указал на разные виды расслабления и особую опасность расслабления духовного:
– Есть расслабление физическое, когда человек прикован к кровати – конечно, не позавидуешь такому человеку, много страданий он испытывает. Но часто мы даже не замечаем, что сами страдаем расслаблением, только не физическим, а духовным. Точно такие же, обездвиженные – когда для нас любое благочестивое, доброе дело настолько трудоподъёмно, что мы откладываем это дело, в том числе и дело спасения своей души, на завтра, на послезавтра, на потом – как будто бы нам отмерено здесь, на земле, прожить, по крайней мере, сто тысяч лет. А сами не знаем, когда Господь нас призовёт, может быть, завтра.
Продолжая тему, архиерей обратил внимание собравшихся на важный совет святых отцов, которые для того, чтобы не поддаваться духовному расслаблению, советовали чаще бывать на кладбище и помышлять о неизбежности предстать пред Господом, и разъяснил, что значат слова, которыми Церковь молится на каждой службе, прося у Господа «христианской кончины живота нашего»:
– Церковь молится на протяжении всего времени и призывает молиться о «христианской кончине живота нашего». А что это значит? Не только, чтобы нам не слишком намучиться перед смертью, но самое-то главное: успеть покаяться, поисповедоваться, причаститься Тела и Крови Христовых и с Господом перейти в вечность.
Архипастырь привёл примеры христианской кончины святых: преподобного Серафима Саровского, предавшего Богу душу во время коленопреклоненной молитвы, и преподобного Илии Муромца, нетленные мощи которого находятся в Киево-Печерской лавре, и персты которого сложены для осенения себя перед смертью крестным знамением.
Предупредив об опасности духовного расслабления и напомнив грозные слова Господа, приведённые в Откровении Иоанна Богослова, о том, что тот, кто «не холоден и не горяч», будет отвержен Им, митрополит Ростислав призвал всех не быть расслабленными духом и указал путь к этому:
– Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас не быть расслабленными, а быть живыми. И не только носить имя живых, но и действительно быть таковыми. А оживотворяет нас Господь Своей Божественной благодатью. Оживотворяет нас тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин. Сегодня многие из вас причастились – это великое благо от Господа. В Евангелии от Иоанна, в 6-й главе, где Господь говорит о Себе, как о Хлебе Жизни, есть такие слова Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54).
Источник жизни – это Господь. Если мы от Господа не отворачиваемся, то есть с Господом соединяем свою жизнь, тогда Господь пребывает в нас и наполняет нас этой полнотой Жизни. Для этого Господь и приходил в мир. В Евангелии мы читаем Его слова: «Я пришёл для того, чтобы [вы] имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Но жизнь какая? Не такая, когда у нас в груди просто сердце бьётся, по жилам течёт кровь, когда мы едим, пьём, передвигаемся с одного места на другое – это не жизнь, это существование. Причем временное, здесь, на земле. А Жизнь – она внутренняя, духовная. И именно такую Жизнь даёт нам Господь, когда мы идём к Нему, смиряемся, и с Ним нашу жизнь соединяем.
Митрополит Ростислав поздравил прихожан с престольным праздником, днём памяти святого великомученика Георгия Победоносца, разделив с приходом радость совместной молитвы в освящённом в его честь храме в дни продолжающегося празднования Светлого Христова Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств, попразднство которого длится целых 40 дней, в течение которых продолжают петься пасхальные песнопения.
Архипастырь отметил также, как дружно прихожане подхватывали тропарь Пасхи, выразив уверенность, что «те, кто действительно любит Господа, и для кого Пасха – не просто красный день календаря, а часть жизни, и дома поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» и другие пасхальные песнопения», рассказав о воспоминаниях из своего детства, о тех верующих людях, бабушках и дедушках, которые были воспитаны ещё в царской России, претерпели гонения за веру Христову, и которые сохраняли в сердцах пасхальную радость благодаря этим праздничным песнопениям.
«Церковь Православная – Церковь поющих. Хор – это только как бы наши уста, лидер, локомотив нашего пения. А мы все в этом участвуем».
В завершение проповеди архипастырь пожелал всем присутствующим «молитвами великомученика Георгия Победоносца выходить всегда победителями из всех тех сложностей, которые возникают в нашей жизни, преодолевать все преграды и препятствия на пути нашем духовном, пути спасения нашей души, его молитвами утверждаться и укрепляться в вере православной, благочестивой евангельской христианской жизни».
В ответ на завершающий речь пасхальный возглас «Христос Воскресе!» митрополит Ростислав услышал дружный радостный ответ прихожан: «Воистину Воскресе!».
Фото: Анатолий Налетов