Поделиться в соц.сетях
14 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничную Божественную литургию в Борисоглебском храме с. Корнилово.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), благочинный Томского района протоиерей Дионисий Степанов, настоятель храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба протоиерей Николай Абрамов, настоятель Александро-Невского храма г. Томска протоиерей Сергий Никаноров.
Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.
За богослужением пел хор Борисоглебского храма.
15 мая Церковь чтит память святых страстотерпцев, благоверных князей Российских Бориса и Глеба, и празднует день перенесения их честных мощей. Этот праздник установлен в 1072 году, когда мощи святых братьев решено было перенести из старого, обветшавшего храма, в новопостроенный.
Этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси. Летопись под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба явился новым великим праздником земли Русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев прославился многими чудесными исцелениями, дарованными по милости Божией всем, приходившим с верой и молитвой.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквями. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский, что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII–XIX веков.
После чтения Евангелия митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом, затронув тему значимости праздника Преполовения Пятидесятницы, который православные христиане празднуют в эти дни до Отдания праздника 17 мая.
Поясняя евангельское чтение дня о беседе Господа с самарянкой о Божественной благодати Духа Святого, о Живой воде (Ин. 4, 5–42), Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся причины, по которым иудеи избегали всякого общения с самарянами, презирали их и считали нечистыми – уверовав, самаряне приняли только книги пророка Моисея, не считая Богодухновенными книги других пророков, «веру они восприняли от евреев не полностью, а лишь частично, преломив ее или соединив со своими собственными верованиями», к тому же – они не ходили для участия в богослужении в Иерусалимский храм, а построили свое собственное святилище, где и совершали служение Богу.
Продолжая тему, глава Томской митрополии подчеркнул, что о Божественной благодати постоянно говорили святые отцы:
– Вспомним главные поучения преподобного Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи», «Цель жизни человека – стяжание Святого Духа Божия». И стяжание Божественной благодати – это то, о чем всегда говорили святые отцы.
Наставляя паству, иерарх пояснил, что христианином является только тот человек, кто принадлежит Церкви Христовой, кто является носителем Святого Духа, процитировав изречение преподобного Симеона Нового Богослова: «Если ты, ссылаясь якобы на свое недостоинство, на свою греховность, говоришь, что нет в тебе Духа Святого, то тогда не смей называться и христианином. Потому что христианин – это тот, в ком пребывает Дух Святой».
В Таинстве Миропомазания каждый крещеный человек получил Святого Духа – «семя, за которым нужно еще ухаживать»:
– После того, как мы приняли Таинство Крещения, Господь сподобил каждого из нас Таинства Миропомазания, в котором мы пережили нашу собственную Пятидесятницу, получив Духа Святого, ту самую Воду живую, которая является источником, "скачущим" и нас подвигающим, выталкивающим в Жизнь Вечную. Но эта Божественная благодать дается человеку как залог, как семя.
На примере труда земледельца архипастырь пояснил, что человеку надлежит также трудиться над возделыванием своей души:
– Поэтому святые отцы и назвали этот процесс духовной жизнью или стяжанием Духа Святого… Нужно вырастить из этого семени дерево спасения нашего. А здесь уже – труд человека, который и называется духовной жизнью.
Обратив внимание верующих на необходимость приложения трудов по стяжанию Святого Духа «изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц», иерарх призвал их никогда не откладывать дело спасения своей души.
В завершение проповеди Его Высокопреосвященство поздравил духовенство и прихожан с наступающим престольным праздником храма и по традиции пасхальных дней поприветствовал их праздничным возгласом: «Христос Воскресе!», услышав радостный ответ: «Воистину Воскресе!».
По окончании богослужения в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба был совершен праздничный крестный ход вокруг храма.
Свою историю село Корнилово ведёт с середины XVII века, когда в 1663 году отставной казак Степан Корнилов поселился в пойме реки Ушайка, в месте её слияния с рекой Каменкой. Первоначально село входило в Семилуженский стан.
Борисоглебский храм был построен и освящён в 2007 году. Ранее в Корнилово были только две часовни. Одна, древняя, сооружённая в XVIII веке, была освящена в честь Всемилостивого Спаса. По воспоминаниям старожилов, в 1920 годах взамен старой была воздвигнута новая часовня, которую разрушили в 1930-х по решению сельсовета.
19 июня 2022 года митрополит Томский и Асиновский Ростислав освятил новопостроенную часовню во имя Всемилостивого Спаса.
Современный храм в селе Корнилово построен в традициях древнерусского деревянного зодчества (Псковских церквей XI –XII вв.).
Фото: Станислав Мезенцев