Митрополит Ростислав: «Начинающийся Великий пост – это время, когда Господь дает каждому из нас шанс обновить нашу поврежденную грехом природу»
Поделиться в соц.сетях
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма иконы Божией Матери «Целительница» при Томской областной клинической больнице протоиерей Владимир Ламзин и духовенство собора.
За богослужением пел хор студентов Томской духовной семинарии под управлением регента Никиты Панкратьева.
Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, митрополит Ростислав подчеркнул, что все попытки кого-либо изменить человечество с помощью экономических, политических и других реформ всегда были безрезультатны, поскольку причиной несовершенства этого мира является нежелание людей жить по совести, по заповедям Божиим:
– Причина – это падшая человеческая природа, больная природа человека, которая всегда тянет его вниз, ко греху. И какие бы внешние реформы люди не проводили, до тех пор, пока не изменится сам человек, никакого прогресса не будет.
Глава Томской митрополии напомнил собравшимся о влиянии первородного греха на каждого человека:
– В преддверии святого Великого поста Святая Церковь напоминает нам о самом древнем событии человеческой истории, но событии ключевом, от которого зависит и наша жизнь сегодня – это грехопадение первых людей.
Архипастырь пояснил, что в результате грехопадения грех вторгся в человеческую жизнь – в жизнь человечества в целом, и в жизнь каждого отдельно взятого человека.
– Грех – это тот самый вирус, который, вторгшись в человеческое естество, начал свою разрушительную, уничтожительную работу, ниспровергая и отдельно взятого человека, и целые человеческие сообщества в погибель.
Правящий архиерей Томской епархии напомнил пастве догмат о Боговоплощении: изгоняя человека из рая, Господь дал ему надежду, обетование, сказав, что придет в мир Искупитель, Который примет на себя поврежденную грехом человеческую плоть и, соединив ее со Своей Божественной природой, эту плоть исцелит, уврачует.
Однако иерарх отметил, что исцеление человеческой природы не происходит автоматически, человек сам становится причастным к этому исцелению:
– Процесс нашего выздоровления происходит в Крещенской купели не моментально, потому что для того, чтобы мы были преображены силой Божественной благодати, нужна и наша с вами свободная воля.
Напутствуя верующих, архипастырь подчеркнул, что свободная воля проявляется в деятельной работе человека:
– Мы должны потрудиться, чтобы принять от Христа то исцеление, которое Он дарует каждому из нас.
В этом труде человеку помогает Великий пост, который является временем духовного обновления:
– Начинающийся Великий пост – это время, когда Господь дает каждому из нас шанс обновить нашу поврежденную грехом природу.
Объясняя апостольское чтение воскресного дня, Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся оптимистичные слова апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12).
Митрополит Ростислав пояснил, что, согласно прп. Иоанну Лествичнику, по реакции человека на приближение поста можно понять, любит ли он Бога: «Человек боголюбивый радуется, слыша о приближении поста, а человек чреволюбивый радуется о приближении праздника. Потому что первые думают, как благоугодить Богу, а вторые – как усладить свою плоть».
Временем духовного оптимизма назвал Его Высокопреосвященство Великий пост:
– Пост – это время нашего духовного оптимизма, духовного обновления.
Начинать духовное обновление необходимо с прощения ближних, с покаяния, к чему призывает Господь в Евангелии дня: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
Глава Томской митрополии пояснил пастве, что значит истинное покаяние:
– Но каяться – это не просто перечислить перед священником то, что мы делаем. Каяться – это значит действительно сожалеть о совершенных грехах и иметь твердое желание никогда к ним не возвращаться.
Жизненной потребностью назвал архипастырь необходимость прощать, поскольку от этого зависит – простит ли человека Господь:
– Именно с таким чувством мы обращаемся к Богу, каясь, за прощением и уврачеванием нас от греха. Но Господь прощение наше поставил в прямую зависимость от готовности каждого из нас самим прощать или не прощать. Если мы милосердны, то и Бог милосерден к нам, если мы готовы прощать, то и Господь готов простить нас, если мы милостивы к людям, то и Господь к нам милостив.
Фото: Виталий Липатов, Анатолий Налетов