Практики и тенденции развития сопровождения детей с ОВЗ обсудили на круглом столе
Поделиться в соц.сетях
12 ноября в рамках в XVI Макариевских образовательных чтений в воскресной школе Петропавловского собора г. Томска прошел круглый стол на тему «Сопровождение детей с ОВЗ — новые практики и тенденции развития».
Организаторами мероприятия выступили воскресная школа Петропавловского собора г. Томска и Отдел религиозного образования и катехизации Томской епархии.
Цель мероприятия: Освещение темы сопровождения детей и молодежи с особыми образовательными потребностями и формирование благоприятной среды для социализации и инклюзии детей с ОВЗ, а также их родителей при Воскресных школах Томской епархии, сотрудничество с образовательными учреждениями города, работающих в данном направлении.
В работе «круглого стола» приняли участие:
ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко);
руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии протоиерей Святослав Зулин;
Наталия Анатольевна Медова, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дефектологии ТГПУ;
Обносова Галина Петровна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог, специальный психолог;
Филимонова Елена Анатольевна, кафедра дефектологии ТГПУ, старший преподаватель;
Шляпников Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ;
Лойко Ольга Тимофеевна, доктор философских наук, профессор Томский политехнический университет;
Лемская Валерия Михайловна, кандидат филологических наук, заместитель директора Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ;.
Макарова Светлана Александровна, член Правления Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс Плюс» для молодых людей (18+) с ментальными нарушениями здоровья;
Задворнова Татьяна Владимировна, представитель учебного центра АНПОО «Академии шитья» для молодежи с ментальными нарушениями здоровья;
Кудинова Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы 8 вида № 39,
а также преподавательский и научно-преподавательский состав г. Томска, педагоги Воскресных школ Томской епархии.
С приветственными словами к участникам «круглого стола» обратились ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко), пожелав всем помощь Божией в работе.
О сопровождении детей с особыми образовательными потребностями в православной образовательной среде рассказала организатор «круглого стола» Ирина Ивановна Арефьева, директор Воскресной школы Петропавловского собора. Она рассказала о работе с детьми с ОВЗ в Воскресных школах храмов г. Томска, о сотрудничестве и сетевом взаимодействии между учебными заведениями г Томска и Воскресными школами Томской епархии.
Наталия Анатольевна Медова, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дефектологии ТГПУ рассказала о специфике подготовки специалистов сопровождения в условиях традиционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивного. Какими знаниями и навыками должен обладать будущие специалисты, чтобы лица с разными нозологиями смогли раскрыть свои способности и социализироваться в обществе.
В ходе «круглого стола» педагоги представили опыт работы по сопровождению детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.
Обносова Галина Петровна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог, специальный психолог, председатель правления Томского регионального отделения «Специальная олимпиада России», член Правления ОБО помощи людям с умственной отсталостью «Специальной олимпиады России» (г. Москва), член Координационного Совета по делам инвалидов при Губернаторе Томской области рассказала об участии детей с ОВЗ в «Специальной Олимпиаде России».
Елена Анатольевна Филимонова, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ, в своем выступлении отметила достижения и проблемы комплексного сопровождения детей с ОВЗ с учетом осложнения их развития, в связи с коморбидностью их состояний. Раскрыла специфику деятельности нейродефектолога, нейропсихолога, нейрологопеда, помощь которых приобретает особую актуальность и показывает успешные результаты в развитии проблемных детей. Елена Анатольевна отметила, что основной результат комплексного сопровождения лиц с ОВЗ — это повышение качества жизни детей, взаимная ответственность всех участников сопровождения, позитивное родительство, через полное признание своего ребёнка со всеми его особенностями.
Шляпников Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ рассказал об особенности переживания семьёй рождения ребенка с ОВЗ.
Лойко Ольга Тимофеевна, доктор философских наук, профессор Томского политехнического университета, поделились методами работы преподавателей со студентами.
Иерей Вячеслав Кабанин, проректор по воспитательной работе Томской духовной семинарии, поделился опытом работы студентов семинарии с глухими детьми.
Кудинова Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы 8 вида № 39 рассказала о проекте «Доброшкола — путь в будущее». Проект «Доброшкола» реализуется в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Это организации качественного доступного образования детей с ОВЗ.
Макарова Светлана Александровна, член Правления Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс Плюс» для молодых людей (18+) с ментальными нарушениями здоровья поделилась опытом работы организации.
Присутствующие могли прослушать не только доклады выступающих и презентации опыта, но и посмотреть музыкальный номер, в исполнении ребят с ментальными нарушениями здоровья, МБОУ СОШ № 39, под руководством Фоминой Ольги Александровны.
В фойе школы была организована выставка творческих изделий, выполненных детьми, с особенностями в развитии. Руководитель кружка на базе учебного центра АНПОО «Академии шитья» Задворнова Татьяна Владимировна. Выставка изделий, выполненных ребятами кружка «Рукоделие» Воскресной школы Петропавловского собора.
По итогам мероприятия в ходе обмена мнениями были приняты решения:
— Продолжение работы по Созданию условий для занятий инклюзивной группы Воскресных школах;
— Формирование милосердного отношения к детям с ОВЗ и навыков конструктивного сетевого взаимодействия между учебными заведениями города Томска и Воскресными школами Томской епархии;
— Социализация воспитанников инклюзивной группы Воскресной школы через их участие в мероприятиях епархии;
— Продолжить организацию психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников инклюзивной группы Воскресной школы.
— Организовать подготовку специалистов для Воскресных школ Томской епархии.