Уникальные фотографии игумений Иоанно-Предтеченского монастыря появились в музейной коллекции проекта «Женский монастырь в Томске…»
Поделиться в соц.сетях
Бесценным находкам предшествовали долгие поиски фото насельниц обители, которые с июня 2021 года вели разработчики проекта. Он реализуется Свято-Феодосиевским приходом при поддержке Фонда президентских грантов.
В проект войдут 3D-реконструкция территории обители и музейная экспозиция, которая в сентябре откроется в восстановленном здании бывшей монастырской трапезной – сегодня Церковно-певческой школы с домовой церковью святителя Феодосия Черниговского.
Поиск фотоснимков для выставки проводился в томских архивах и Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Руководитель проекта иерей Евгений Маслич искал заветные фотографии среди антикваров, коллекционеров, опрашивал прихожан и краеведов, но результатов не было.
Первой важной находкой стал снимок с игуменьей Зинаидой (Котельниковой) – предпоследней настоятельницей монастыря, руководившей ею почти 20 лет – с 1898 по 1916 год.
Читая монографию историка из Кемерова Владислава Овчинникова о православных монастырях и общинах Томской епархии в XIX-XX веках, иерей Евгений обратил внимание на копию фото трех игумений. Имена двух из них – настоятельниц алтайских монастырей – были подписаны, а самой титулованной – нет.
Поскольку между монастырями, входившими в Томскую епархию, существовали тесные связи, возникло предположение, что третья игуменья могла быть из томской обители.
Руководитель проекта позвонил в «Музей истории Алтайской духовной миссии» в Бийске, а затем проконсультировался с тремя специалистами из Барнаула и Санкт-Петербурга. Вывод был однозначным: в центре снимка – мать-игуменья Зинаида!
В ответ на официальный запрос из Барнаульской епархии прислали качественную копию тройного портрета. Так в коллекции будущего музея появилось первое фото игуменьи.
- Дальнейшее общение с сотрудниками «Музея истории Православия на Алтае» Барнаульской епархии привело нас и к другим фотоснимкам, – поясняет настоятель Феодосиевского храма.
Выяснилось, что у бывшего архивариуса Барнаульской епархии хранятся подписанные оригиналы фотографий томских монахинь. Чтобы увидеть снимки и получить копии, священник в июле поехал в Барнаул к Тамаре Владимировне Скворцовой – автору исследований по истории храмов Алтайского края. Она рассказала, что фотографии получила в подарок от родственницы одной из монахинь барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря.
Когда-то Тамара Владимировна вместе с мужем принимала участие в восстановлении разрушенной в безбожные времена женской обители. С тех пор ее жизнь оказалась тесно связанной с историей Православия и монашества в Сибири и на Алтае. Филолог по образованию, при изучении епархиальных архивов Т.В. Скворцова не раз публиковала статьи по истории монастыря и сегодня заканчивает работу над очередной книгой.
В дар проекту исследователь передала три фотографии монахинь, на одной из которых запечатлена мать Зинаида. На обороте второго снимка остался автограф последней настоятельницы (в 1901 году казначеи) обители Анастасии (Некрасовой). Хранитель пояснила, что игуменьи и монахини с Алтая время от времени обменивались визитами с томскими сестрами, и фото сделаны в Томске в один из таких приездов.
На третьем снимке запечатлена монахиня, связь которой с Иоанно-Предтеченским монастырем еще предстоит установить.
- Эти фотографии для нас – не что иное как подарок Божий! Даже среди коллекционеров города подобные снимки – невероятная редкость, – отмечает иерей Евгений Маслич. – Мы искали их больше года, и я, признаться, уже не рассчитывал что-то найти к открытию выставки. До сих пор попадали лишь копии общих фотографий причтов Петропавловского собора и Свято-Троицкой церкви, снятых в 1950-70-е годы. На них можно иногда рассмотреть и монашествующих из томского женского монастыря. Есть у нас немало снимков того же периода храмов и зданий обители, но без лиц сестер они выглядят безжизненными. Теперь же наша коллекция фотоснимков и вся экспозиция оживут!
За время реализации проекта, знакомства с документами, отражающими вместе с историей обители судьбы игумений и насельниц, исследователи почти сроднились с этими замечательными женщинами – молитвенницами и труженицами. Поэтому возможность увидеть их лица, действительно, доставила большую радость разработчикам проекта.
Известно, что в годы настоятельства игуменьи Зинаиды (Котельниковой) в монастыре произошли заметные перемены.
Ее усердием были открыты больница с аптекой и типография, где, наряду с другой продукцией, печаталась духовная литература. Трудами настоятельницы продолжали действовать Детский приют трудолюбия и Дом трудолюбия. Ежегодно в них призревались десятки детей-сирот и нуждавшихся в помощи женщин. Игуменья была председателем Совета благотворительных учреждений и привлекала для них средства.
Благодаря усилиям матери Зинаиды успешно развивалось монастырское хозяйство. Именно в годы ее руководства было проведено электричество, появился телефон, что для Томска того времени являлось большой редкостью.
Все, кто знал игуменью Зинаиду, отзывались о ней как о внимательном, добром, очень трудолюбивом человеке и глубоко уважали матушку.
После ее ухода в мир иной руководить монастырем благословили казначею Анастасию (Некрасову) – первую помощницу игуменьи Зинаиды в течение многих лет.
Всю свою жизнь, с 4-летнего возраста, Анисья (в постриге Анастасия) подвязалась в томском монастыре, куда пришла с овдовевшей матерью в 1866 году. Тогда это еще была женская община, впоследствии получившая статус монастыря.
Анисья научилась рукоделию и, по ведомостям обители, позже «состояла главной рукодельницей в монастырской мастерской и была в хоре певчих». Светлый ум и ответственность позволяли инокине долгое время служить казначеей (распоряжаться казной), разделяя с игуменьей «все труды и заботы по устройству и созиданию обители» и подменять ее во время отъездов по делам.
Многие документы последних лет, связанные с монастырем и Успенской общиной, сформированной после его закрытия, имеют подпись Анастасии Некрасовой. На долю последней игуменьи пришлось самое тяжелое для обители время. Единодушно избранная сестрами на должность настоятельницы, «добрейшая из всех мать», воспитавшая «в себе любовь и преданность к обители», монахиня Анастасия руководила монастырем с августа 1916-го по 1920 год, когда он был закрыт.
На плечи матушки пало бремя непростых отношений с новой властью. Ей пришлось прилагать усилия для сохранения церковной общины и имущества Успенского и Иннокентьевского храмов. На глазах матери Анастасии обитель разрушали и разоряли.
Последнее упоминание об игуменье встречается в деле из Томского областного архива о лишенных избирательных прав за март 1930 года. К сожалению, дальнейшая судьба матери Анастасии пока неизвестна.
Однако теперь мы можем увидеть последних игумений Иоанно-Предтеченского монастыря. Это произошло благодаря бескорыстной помощи неравнодушных людей, для которых история – не столько факты прошлого, имена и даты, сколько живые судьбы ушедших поколений.
Ирина Киселева
На фото:
1. Игуменья бийского Тихвинского монастыря (начальница общины) Ираида, игуменья томского Иоанно-Предтеченского монастыря Зинаида (Котельникова), игуменья барнаульского Богородице-Казанского монастыря Парфения (слева направо).
2. Игуменья Зинаида предположительно с келейницей (имя неизвестно).
3,4. Казначея женского монастыря Анастасия (Некрасова), впоследствии последняя игуменья монастыря.
5. Тамара Владимировна Скворцова.
«Женский монастырь в Томске: 3D-реконструкция»