Новости Томской епархии

Старинный Спасский храм отметил престольный праздник архиерейским богослужением

Поделиться в соц.сетях

29 августа, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил в честь престольного праздника Божественную литургию в Спасском храме села Коларово.

В этот день Православная Церковь отмечает также Попразднство Успения Пресвятой Богородицы и чтит Феодоровскую и Порт-Артурскую иконы Божией Матери.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа состоялось в 944 году при императоре Константине Багрянородном. Сам же Нерукотворный Образ был явлен Спасителем во время Его земной жизни, чудесно отпечатавшись на плате, которым Христос вытер Свой Лик.

В середине XVII века на Томской земле по промыслу Божиему также был явлен Образ Спаса Нерукотворного. Именно благодаря этому чуду село Коларово до 1923 года называлось Спасским. И название, и история церкви связаны с иконой Спаса Нерукотворного, одной из четырех чудотворных икон Томска, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.

Сегодня Спасский храм является памятником истории и культуры федерального значения. В этом году ему исполнилось 223 года.

В день праздника Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), благочинный Томского района, настоятель Богородице-Владимирского храма г. Северска протоиерей Дионисий Степанов, настоятель храма Спаса Нерукотворного с. Коларово протоиерей Виталий Немов, настоятель Воскресенского храма г. Томска иерей Дионисий Мелентьев, клирик Воскресенского храма г. Томска иерей Евгений Растяпин и клирик храма Спаса Нерукотворного с. Коларово иерей Валерий Майков.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

За Литургией пел хор храма Спаса Нерукотворного с. Коларово под управлением регента Лилии Жбановой.

В этот праздничный день в старинном сельском храме собрались не только местные жители и верующие из близлежащих окрестностей, но и томичи, специально приехавшие на архиерейское богослужение, чтобы помолиться вместе со своим архипастырем и соборно поблагодарить Бога за все Его милости и щедроты.

По традиции по окончании Божественной литургии архипастырь, духовенство и все богомольцы обошли храм праздничным крестным ходом, а, вернувшись в церковь, соборно помолились Спасителю, прося Господа отобразить Свой Лик в душе и сердце каждого.

Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство поздравил их с престольным праздником храма и напомнил историю праздника Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Иисуса Христа.

В своей проповеди иерарх обратил внимание паствы на всеведение Божие:

Конечно же, ни правитель Эдессы Авгарь и его желание, ни труды его слуги не утаились от Господа, Который знает все, и малейшее движение человеческого сердца.

Об этом Божием свойстве говорит Сам Господь устами апостола Иоанна Богослова: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3, 20).

Архипастырь затронул также тему почитания святых икон:

Почитая святые иконы, мы исповедуем веру нашу в то, что Господь изобразим. Почему? А потому что Он действительно изобразился. Он пришел на землю не как некий фантом, не как призрак, не показал лишь какую-то иллюзию Своего пребывания физического, а действительно принял человеческое естество.

Говоря о Боговоплощении, глава Томской митрополии напомнил богомольцам слова апостола Павла: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Продолжая тему, митрополит Ростислав подчеркнул, что, борясь с ересью иконоборчества, Православная Церковь защищала истинность Боговоплощения:

И поэтому, когда мы почитаем святые иконы, мы исповедуем истинность воплощения Божия. А если Бог истинно воплотился, значит, Он истинно и пострадал, значит, истинно и воскрес, а, значит, мы действительно с вами спасены. Ибо, как говорит апостол Павел: «...если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

Говоря о томском чудотворном Образе Спаса Нерукотворного, иерарх напомнил верующим историю его чудесного написания – о троекратном появлении на иконе Лика Спасителя вместо изображения святителя Николая Чудотворца, об исцелении жителей Томской земли от эпидемий моровой язвы и чумы после соборных молитв перед этим чудотворным образом, о доброй традиции ежегодных крестных ходов с Образом Спаса Нерукотворного из Спасского в Томск, а также об утрате этой великой святыни – после революции следы ее затерялись.

Наставляя христиан, архипастырь обратил их внимание на желание Господа отобразиться в душе каждого человека, и призвал их стараться жить так, чтобы Божественная благодать нашла свое преломление в их жизни:

– Точно также, как Господь оставлял отпечаток Своего Лика на полотне, Он может оставить Свой отпечаток и в нас... Господь желает, чтобы Он был отображен в нас.

В завершение проповеди Его Высокопреосвященство призвал паству идти по жизни, всегда вспоминая слова одного из богослужебных текстов празднуемого события, а также праздника Преображения Господня: «Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки!» (см.: Пс. 88, 16-17). Согласно Священному Писанию и толкованию святых отцов, Свет Божий – это Фаворский свет, Божественная благодать, а также закон Божий, заповеди Божии: «светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим» (Пс. 118, 105).

По окончании Литургии престольные торжества продолжились праздничной трапезой и дружеским общением.

Каменная Спасская церковь была построена на берегу Томи и освящена 11 июня 1799 г. Церковь была возведена взамен деревянной, построенной около 1644 г. и сильно обветшавшей.

В 1924 г. власти ограничили деятельность прихода Спасской церкви, в 1930 г. храм закрыли, а чудотворная икона Спаса Нерукотворного исчезла.

В годы Советской власти храм был разорен, здание церкви находилось под угрозой разрушения. В 1990 г., после реставрации, церковь была возвращена верующим, и в Спасском храме возобновились богослужения.

Старинный Спасский храм очень любим томичами, многие приезжают сюда специально, чтобы крестить здесь детей и освятить свой брак. Здесь сложился дружный приход, прихожане посещают храм семьями, приезжают на службы с маленькими детьми.

Фото: Ирина Коновалова

Теги